Дело №2-517/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июля 2012 года, г. Добрянка Добрянский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Дьяченко М.Ю. при секретаре Захарове Е.В. с участием помощника прокурора г. Добрянки Глуховой А.Ю., истца Ждановой М.Э., представителя ответчика администрации Добрянского муниципального района Пермского края Бельтюковой Т.В., действующей на основании доверенности, третьего лица Лызовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Добрянки в интересах Ждановой М.Э. к администрации Добрянского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Прокурор г. Добрянки, действуя в интересах Ждановой М.Э., обратился в суд к администрации Добрянского муниципального района Пермского края с иском об отмене пункта 1 постановления главы администрации Добрянского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за несовершеннолетней Ждановой М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья по адресу: <адрес>, признании за Ждановой М.Э. права на получение социальной поддержки, предусмотренной законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей, обязании за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Ждановой М.Э., обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании обучения в ГОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технический техникум им. П.И. Сюзева» во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям на территории Добрянского муниципального района Пермского края по нормам предоставления общей площади не менее 33 кв.м. Свои требования прокурор г. Добрянки мотивирует тем, что в связи с обращением Ждановой М.Э., обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что мать Ждановой М.Э. – Спицына С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении по заявлению матери. Постановлением главы г. Добрянки Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Жданова М.Э. была передана в приемную семью Лызовой М.А., при этом пунктом 3 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Добрянского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 постановления № о закреплении жилья отменен, за несовершеннолетней Ждановой М.Э. закреплено жилье по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Лызовой М.А., Лызову И.Ю., Лызову С.И., Буровой О.А., которые не являются близкими родственниками Ждановой М.Э. Прокурор считает, что закрепление жилого помещения за Ждановой М.Э. произведено в нарушение требованиям закона, так как закреплению подлежит жилое помещение, в котором ребенок, оставшийся без попечения родителей, является нанимателем либо членом семьи нанимателя. Необоснованное и незаконное закрепление за Ждановой М.Э. жилья препятствует реализации ее права на внеочередное получение жилой площади. Жданова М.Э. не имеет жилья в собственности либо по договору социального найма, обучается в техникуме, находится на полном государственном обеспечении, и по окончанию обучения подлежит обеспечению жилым помещением по оговору социального найма. Администрация Добрянского муниципального района обязана за счет средств, выделенных правительством Пермского края, предоставить Ждановой М.Э. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м во внеочередном порядке по договору социального найма. В дальнейшем прокурор г. Добрянки уточнил исковые требования, обратившись с исковыми требованиями также к Правительству Пермского края, в котором истец просит отменить пункт 1 постановления главы администрации Добрянского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за несовершеннолетней Ждановой М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья по адресу: <адрес>, обязать администрацию Добрянского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить по окончании обучения в ГОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технический техникум им. П.И. Сюзева» Ждановой М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям на территории Добрянского муниципального района Пермского края по нормам предоставления общей площади не менее 33 кв.м. В судебном заседании помощник прокурора Глухова А.Ю. на иске настаивает, в своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Жданова М.Э. в судебном заседании на иске настаивает, в своих объяснениях поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора г. Добрянки. Также пояснила, что она является сиротой и по закону ей должно быть предоставлено жилье. До достижения 18 лет она проживала с опекуном Лызовой М.А. по адресу: <адрес>, затем выселилась из данного жилого помещения в 2010 году, поступив в ГОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технический техникум им. П.И. Сюзева», стала проживать в <адрес> на основании договора коммерческого найма. Жилья, принадлежащего на праве собственности либо по договору социального найма у нее не имеется. С Ярославцевым Н.С., собственником <адрес>, она не знакома, в родственных отношениях не состоит. С буровой Ф.М. в родственных отношениях не состоит. Представитель ответчика администрации Добрянского муниципального района Пермского края Бельтюкова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснила, что учетное дело Ждановой М.Э. о предоставлении ей жилого помещения как лицу, обладающему статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в межведомственную комиссию по реализации прав указанной категории лиц не поступало, в связи с чем Жданова М.Э. не состоит в общем списке нуждающихся в получении жилого помещения. Постановлением главы г. Добрянки за Ждановой М.Э. закреплено жилье по адресу: <адрес>. Возможно, что в документах допущена ошибка, заключающаяся в том, что вместо <адрес>, принадлежащей Лызовой М.А., указана <адрес>. Жилье за несовершеннолетней Ждановой М.Э. закреплялось по месту жительства ее опекуна. Требования прокурора <адрес> об отмене указанного постановления о закреплении жилья за Ждановой М.Э. должны быть обращены к уполномоченному органу государственной власти, наделенному полномочиями по опеке и попечительству. Действия по снятию Ждановой М.Э. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, были направлены на намерения ухудшить жилищные условия Ждановой. В этой связи оснований для предоставления Ждановой М.Э. жилья во внеочередном порядке не имеется. Ответчик Правительство Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Третье лицо Лызова М.А. в судебном заседании иск прокурора г. Добрянки поддержала, пояснила, что Жданова М.Э. приходится ей внучатой племянницей. После смерти ее матери в 2005 году она приняла несовершеннолетнюю Жданову М.Э. под опеку. При этом Жданова М.Э. проживала совестно с ней по адресу: <адрес>, а затем в 2010 году выбыла из-под опеки и выехала из указанной квартиры на другое место жительства в <адрес>, где снимает жилье по договору коммерческого найма. Она давала согласие на проживание в принадлежащем ей жилом помещении Ждановой М.Э. на период до достижения последней совершеннолетия. В настоящее время Жданова М.Э. не является членом ее семьи, право на принадлежащее ей жилое помещение по <адрес> <адрес> за Ждановой М.Э. не признает. Третье лицо Ярославцев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по имеющемуся в материалах дела адресу места жительства. Третье лицо ТУ Министерства социального развития по Добрянскому и Пермскому муниципальным районам Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Судом установлено, что Жданова М.Э. родилась ДД.ММ.ГГГГ В свидетельстве о рождении родителями указаны мать Жданова С.Н. (после заключения брака Спицына С.Н.) и отец Жданов Э.Р. (л.д.9). Спицына С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.10). Постановлением главы г. Добрянки Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Жданова М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ передана в приемную семью Лызовой М.А., проживающей по адресу: <адрес>. В соответствии с п.3 постановления за несовершеннолетней Ждановой М.Э. закреплена квартира по адресу: <адрес>. Данное постановление вынесено по результатам рассмотрения заявления Лызовой М.А. об устройстве в приемную семью Ждановой М.Э., проживавшей совместно с матерью по адресу: <адрес>, с учетом того, что мать несовершеннолетней Спицына С.Н. умерла, отец Жданов Э.Р. записан по указанию матери (л.д.11). Постановлением администрации Добрянского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Ждановой М.Э. закреплено жилье по адресу: <адрес>; пункт 3 постановления главы города Добрянки Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве несовершеннолетней Ждановой М.Э.» отменен (л.д.12). Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года). На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц. Как установлено судом, Жданова М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот в связи с тем, что ее мать Спицына С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Жданов Э.Р. записан по указанию матери. Постановлением главы г. Добрянки Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Жданова М.Э. была передана в приемную семью Лызовой М.А., проживающей по адресу: <адрес>. Согласно постановлению администрации Добрянского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № за Ждановой М.Э. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, который является двухквартирным жилым домом, причем <адрес> передана в собственность Лызовой М.А. в соответствии с договором передачи жилых квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), <адрес> – в собственность Ярославцеву Н.С. в соответствии с договором передачи квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53). При этом, как следует из объяснений Лызовой М.А., данных в судебном заседании, опекаемая ею внучатая племянница Жданова М.Э. проживала в принадлежащем ей жилом помещении временно, до совершеннолетия, после чего выехала из квартиры на другое место жительства по договору коммерческого найма в <адрес>. Право пользования жилым помещением по <адрес> она за Ждановой не признает также как и членом семьи. Анализ представленных доказательств в совокупности позволяет суду прийти к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось местом пребывания для ребенка-сироты Ждановой М.Э. в приемной семье Лызовой М.Э., где она проживала временно до достижения совершеннолетия. Таким образом, регистрация по месту жительства и проживание Ждановой М.Э. в квартире опекуна, в приемной семье Лызовой М.А. носили временный характер, поэтому сами по себе данные обстоятельства не могут свидетельствовать о возникновении у нее права пользования данным жилым помещением, равного с собственником. При таких обстоятельствах, суд признает незаконным и подлежащим отмене постановление администрации Добрянского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления жилья за несовершеннолетней Ждановой М.Э., поскольку данное действие осуществлено в нарушение требований закона, а именно, ст.ст.145, 148 СК РФ и ст.71 ЖК РФ, из содержания которых следует, что закреплению полежит жилое помещение, в котором ребенок, оставшийся без попечения родителей, является собственником либо членом семьи собственника, нанимателем либо членом семьи нанимателя. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Жданова М.Э. не является членом семьи собственника закрепленного за ней жилого помещения приемной семьи по <адрес>. Суд считает, что оспариваемым постановлением администрации Добрянского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ созданы препятствия к осуществлению Ждановой М.Э. ее законного права на внеочередное обеспечение жилой площадью по окончанию пребывания в приемной семье в связи с наличием социального статуса. В то же время жилое помещение по адресу: <адрес> было передано в собственность Ярославцеву Н.С. на основании договора передачи жилых квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), а право собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> зарегистрировано за Буровой Ф.М. (л.д.18). Из объяснений Ждановой М.Э. следует, что указанные лица близкими родственниками ей не приходятся; членом их семей она не является. Доказательств иного суду не представлено. Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Жданова М.Э. обладает статусом лица из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, по достижении 18 лет ее пребывание в приемной семье закончилось, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилыми помещениями в собственности не располагает, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья и имеет право на получение жилой площади вне очереди. При этом, по мнению суда, обстоятельство окончания Ждановой М.Э. образовательного учреждения в данном случае не имеет юридического значения для возникновения у нее права на получение жилого помещения вне очереди, поскольку по смыслу приведенных выше норм, предоставление жилого помещения детям-сиротам является мерой социальной поддержки в отношении указанных лиц, которые не имеют закрепленного жилья. В данном случае окончание пребывания Ждановой М.Э. в приемной семье является самостоятельным основанием для признания за ней права на предоставление жилого помещения. Таким образом, в силу требований закона Жданова М.Э. относится к категории лиц, которым жилье должно быть предоставлено вне очереди. Данное означает, что право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.вление жилого помещения детям-сиротам является меро социальной поддержки Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан. Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Законом Пермской области от 14.11.2005г. №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Исходя из приведенных выше правовых норм, суд считает, что жилое помещение должно предоставляться администрацией Добрянского муниципального района за счет средств, выделяемых на эти цели Правительством Пермского края, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Ждановой М.Э., суд учитывает положения Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которых следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из одного человека составляет 33 кв. м. На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора г. Добрянки, действующего в интересах Ждановой М.Э., подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора г. Добрянки в интересах Ждановой М.Э. к администрации Добрянского муниципального района Пермского края, правительству Пермского края удовлетворить. Отменить пункт 1 постановления Главы администрации Добрянского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за несовершеннолетней Ждановой М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Добрянского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Ждановой Марии Эдуардовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям на территории Добрянского муниципального района Пермского края по нормам предоставления общей площади не менее 33 кв.м. На решение суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края. Судья М.Ю. Дьяченко