о признании незаконным бездействия и обязании профинансировать затраты



№ 2-414/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Добрянка 14 мая 2012 г.

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи – Думушкиной В.М.,

с участием прокурора – Пермякова Е.В.,

секретаря – Коуровой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Добрянки Пермского края к МКУ «Управление образования Администрации Добрянского муниципального района», МОУ «Полазненская СОШ № 1» о признании незаконным бездействия и обязании профинансировать затраты,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Добрянки Пермского края обратился в Добрянский районный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» и её учредителя МКУ «Управление образования Администрации Добрянского муниципального района Пермского края» по обеспечению безопасных условий обучения; об обязании МКУ «Управление образования Администрации Добрянского муниципального района Пермского края» профинансировать затраты, направленные на устранение нарушений антитеррористического законодательства в МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1»; обязании МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» и МКУ «Управление образования Администрации Добрянского муниципального района Пермского края» до 01.12.2012 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, установить видеонаблюдение.

Свои требования прокурор г. Добрянки мотивировал тем, что в ходе проведения прокуратурой г. Добрянки Пермского края проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что в действующей на территории п. Полазна Добрянского муниципального района МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» допускаются нарушения требований антитеррористической безопасности. Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О противодействию терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности и приоритета мер предупреждения. В соответствии с п. «а» ч. 4, 5 ст. 3 ФЗ РФ «О противодействию терроризму» от 06.03.2006 № 35 -ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Вопреки сказанному охрана школы в дневное время лицензированной охранной организацией не осуществляется, контроль и учет посетителей осуществляется вахтёром. На входе в здание контрольно-пропускной пункт отсутствует. Также в МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» отсутствует видеонаблюдение. Приказом департамента образования Пермской области от 22.06.2006 г. № 90 «О комплексной защищённости учреждений образования от проявлений террористических угроз» разработаны рекомендации по обеспечению безопасности объектов учреждений образования. Так, согласно указанному приказу, в случае террористического проявления «ограждение по всему периметру учреждения со средствами наблюдения» является первым фактором, позволяющим обнаружить лиц, предпринимающих попытку проникновения на территорию учреждения. Вторым фактором, обеспечивающим предотвращение террористического акта, является «система экстренной связи», включение которой даёт возможность оповестить подразделения органов МВД РФ и других федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится решение задач в кризисной ситуации. Также, в соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 128-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении, не могут ущемляться права ребенка. На устранение указанных выше нарушений требуются большие финансовые средства, которые у школы отсутствуют. Администрацией Добрянского муниципального района ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере противодействия терроризму в МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1».

Определением Добрянского районного суда Пермского края от 04.05.2012 г. (л.д. 30) к производству Добрянского районного суда Пермского края принято уточненное исковое заявление прокурора г. Добрянки Пермского края об обязании Администрации Добрянского муниципального района Пермского края профинансировать затраты, направленные на устранение нарушений антитеррористического законодательства в МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1»; обязании МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» и Администрации Добрянского муниципального района Пермского края до 01.09.2013 г. выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, установить видеонаблюдение.

Определением Добрянского районного суда Пермского края от 04.05.2012 (л.д. 33) прекращено производство по делу № 2-414/12 в отношении МКУ «Управление образования Администрации Добрянского муниципального района Пермского края».

В судебном заседании прокурор Пермяков Е.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель МУ «Администрация Добрянского муниципального района Пермского края» в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения по существу заявленных требований, в которых пояснил, что с требованиями прокурора Администрация Добрянского муниципального района Пермского края не согласна. Из системного анализа норм действующего законодательства следует, что отсутствуют нормативно закрепленные требования антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Во исполнение ФЗ РФ № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» администрацией Добрянского муниципального района Пермского края и образовательными учреждениями в части антитеррористической безопасности учреждений проводится следующая работа: постановлением Администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 16.06.2011 г. № 741 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Добрянского муниципального района Пермского края, одной из основных задач комиссии, предусмотренной п. 2.12 Положения является организация работы по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района, что соответствует требованиям ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. В настоящее время МБОУ «Полазненская СОШ № 1» имеет паспорт антитеррористической защищенности, который принят и разработан в 2008 г. МБОУ «Полазненская СОШ № 1» получена лицензия на право ведения образовательной деятельности, что свидетельствует о соответствии образовательного учреждения действующим нормам федерального законодательства, предъявляемым к функционированию образовательного учреждения. Органы местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ РФ № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» осуществляют такое противодействие в пределах своих полномочий. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма отнесено к вопросам местного значения. Ссылка прокурора г. Добрянки в исковом заявлении на приказ департамента образования Пермской области от 22.06.2006г. № 90 не обоснованна, так как указанный приказ носит рекомендательный характер для образовательных учреждений. Требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» Брызгалова О.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно. В ходе судебного заседания 11.05.2012 г. пояснила, что с требованиями прокурора г. Добрянки не согласна, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав прокурора Пермякова Е.В., исследовав материалы дела, считает, что в требованиях прокурору г. Добрянки Пермского края следует отказать.

Из представленных суду документов следует, что МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» имеет паспорт антитеррористической защищенности, который принят и разработан в 2008 г. (л.д. 7-13).

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Возложение обязанности по финансированию выполнения указанных в иске мероприятий может быть произведено лишь в случае, если необходимость их выполнения предусмотрена действующим законодательством.

Ни одна из перечисленных прокурором норм материального права не содержит указаний на необходимость выполнения образовательными учреждениями перечисленных выше мероприятий в рамках предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории указанных учреждений. В иных нормативно – правовых актах соответствующие указания также отсутствуют.

Утверждения прокурора о том, что хотя вышеуказанные мероприятия прямо в законодательстве не предусмотрены в качестве мер по противодействию терроризму и экстремизму, однако, такой вывод может быть сделан исходя из толкования указанных выше норм материального права, основан лишь на предположениях и не может являться основанием для возложения на ответчиков обязанностей, необходимость выполнения которых не предусмотрена законом, и вместе с тем, выполнение которых неизбежно потребует значительных затрат бюджетных средств.

Приказ Департамента образования Пермской области от 22.06.2006г. № 90 «О комплексной защищённости учреждений образования от проявлений террористических угроз» к числу нормативно – правовых актов, содержащих для исполнения предписания, не относится. Кроме, того, он адресован органам управления образованием, к числу которых ответчики не относятся, и содержит лишь рекомендации по обеспечению безопасности объектов учреждений образования, не устанавливая обязательных требований.

Следовательно, законные основания для возложения на ответчиков соответствующих обязанностей у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований прокурору следует отказать, в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора г. Добрянки Пермского края об обязании Администрации Добрянского муниципального района Пермского края профинансировать затраты, направленные на устранение нарушений антитеррористического законодательства в МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1»; обязании МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа № 1» и Администрации Добрянского муниципального района Пермского края до 01.09.2013 г. выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, установить видеонаблюдение – отказать в полном объеме.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

Судья В.М. Думушкина