об устранении нарушений



Дело № 2- 224 /2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года р.п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Ушковой О.В.

при секретаре Черникиной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Добринского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, указывая, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Данное положение закреплено ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Прокуратурой района, совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД Добринского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой, выявлены нарушения действующих нормативных актов со стороны администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области. Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения: проезжая часть вблизи МОУ лицей № 1 п. Добринка по ул. М. Горького, не оборудована двумя дорожными знаками 1.23 «Дети», дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч и 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч. Вместе с этим, проезжие части вблизи МОУ лицей № 1 п. Добринка по ул. Ленинской и МОУСШ № 2 п. Добринка по ул. Октябрьская не оборудованы дорожным знаком 1.23 «Дети». По ул. Октябрьской вблизи МОУСШ № 2 п. Добринка отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч. Проведенная проверка показала, что износ дорожной разметки 1.25 на искусственных неровностях, а также дорожной разметки 1.14.1 на пешеходных переходах превышает 50%. Бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет влечет за собой нарушение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет в трех месячный срок организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения двух дорожных знаков 1.23 «Дети», дорожного знака 3.24. «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч и дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч. вблизи МОУ лицей № 1 по ул. М. Горького, дорожного знака 1.23 «Дети» по ул. Ленинской вблизи МОУ Лицей № 1 и по ул. Октябрьская вблизи МОУ СШ № 2, дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч по ул. Октябрьская вблизи МОУСШ № 2 и восстановления дорожных разметок 1.25 и 1.14.1 вблизи указанных образовательных учреждений.

В судебном заседании прокурор-помощник прокурора Добринского района Митрофанова А.Г. заявление поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, пояснила, что указанные дороги относятся к местным, т.к. расположены в населенных пунктах. Бездействие администрации заключается в невыполнении требований, установленных п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области Невейкин М.С. заявление прокурора Добринского района признал, суду пояснил, что дорожные знаки будут установлены. Разметку нанесут, как только позволит погода. Образовательный учреждения находятся на территории сельского поселения. Дороги, ведущие к ним по ул. Октябрьская, М.Горького, Ленинская, относятся к дорогам местного значения и обслуживаются администрацией сельского поселения Добринский сельсовет. Последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Добринскому району Липецкой области Уколов В.Л. требования прокурора посчитал обоснованными, указав, что дороги по ул. Октябрьской, ул. Ленинской, ул. М. Горького п. Добринка относятся к дорогам местного значения. Обслуживает их администрация сельского поселения.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, находит заявление прокурора Добринского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:…дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изменениями и дополнениями).

Статья 3 названного ФЗ предусматривает основные понятия, используемые в Федеральном законе, а именно: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, …

Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;…

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно ст. 6 указанного ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статья 13 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;…6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Статья 15 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статья 34 названного закона устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2007 г. № 185 «О перечне автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Липецкой области» утвержден перечень данных дорог. Дороги, проходящие по ул. М. Горького, ул. Ленинской и ул. Октябрьская п. Добринка, не внесены в перечень дорог, относящихся к собственности Липецкой области.

Следовательно, осуществлять дорожную деятельность на указанной дороге, в т.ч. устанавливать дорожные знаки и наносить разметку, - это полномочия администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, данный факт подтверждается также приложенными прокурором фотоснимками.

Уставом сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области (п.12 ч.1 ст.36) предусмотрено, что к компетенции администрации сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в п. 5 ч.1 ст.12 «Вопросы местного значения» Устава сельского поселения.

В соответствии со ст. 6 ч.4 Федерального Закона от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В силу п.3.1 ГОСТа Р 51256-99 разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами, на проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог. Установлено две группы разметки: горизонтальная и вертикальная (п. 3.2 ГОСТа Р 51256-99).

Согласно п.6.2.1 ГОСТа Р 52289-2004 линии, надписи, стрелы и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершенствованное дорожное покрытие, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Пункт 4.2.2. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221, устанавливает, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% -термопластичными массами (п. 4.2.3).

В соответствии с п. 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.

Пункт 6.2.29 ГОСТа Р 52289-2004 предусматривает, что разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости.

Согласно п. 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке -дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие (п.4.1.2). Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток (п.4.1.5).

В силу п. 5.4.22 ГОСТа Р 52289-2004, знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

Согласно п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми вне зависимости от наличия пешеходных переходов. Повторный знак 1.23 устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 295-ст) устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения. Согласно п. 6.2. искусственные неровности устраивают: перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, …; перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.31 «Зона с ограничением максимальной скорости»… от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».

Из акта проверки соблюдения законодательств в сфере безопасности дорожного движения от 19.04.2011 г. следует, что в нарушении требований ГОСТа Р 52289-2004 проезжая часть вблизи МОУ лицей № 1 п. Добринка по ул. М. Горького, не оборудована двумя дорожными знаками 1.23 «Дети», дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч и 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч. Проезжие части вблизи МОУ лицей № 1 п. Добринка по ул. Ленинской и МОУСОШ № 2 п. Добринка по ул. Октябрьская не оборудованы дорожным знаком 1.23 «Дети». По ул. Октябрьской вблизи МОУСШ № 2 п. Добринка отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч. Износ дорожной разметки 1.25 на искусственных неровностях, дорожной разметки 1.14.1 на пешеходных переходах вблизи указанных образовательных учреждений более 50%.

Суду не представлено доказательство того, что на момент рассмотрения дела судом устранены нарушения действующего законодательства.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения в полной мере не выполнялись обязанности в сфере обеспечения законодательства о безопасности дорожного движения, что говорит о наличии бездействия со стороны администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области.

Указанное бездействие администрации нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным. Следовательно, заявление прокурора Добринского района в защиту неопределенного круга лиц подано правомерно.

Поскольку прокурорская проверка проводилась согласно рапорту 19.04.2011 г., то трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, соблюден.

В соответствии со ст. 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск, а суд принять признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не нарушает права и законные интересы других лиц, не противоречит закону.

Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, признает незаконным бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным.

Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в трех месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения двух дорожных знаков 1.23 «Дети», дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч, и дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч, вблизи МОУ лицей №1 по ул. М. Горького п. Добринка, дорожного знака 1.23 «Дети» по ул. Ленинской п. Добринка вблизи МОУ лицей № 1 двух дорожных знаков 5.19.1 и по ул. Октябрьская п. Добринка вблизи МОУСШ № 2, дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч по ул. Октябрьская п. Добринка вблизи МОУСШ № 2 и восстановления дорожных разметок 1.14.1 и 1.25 вблизи указанных образовательных учреждений.

Учитывая, что круг лиц, права которых нарушены неопределен, суд полагает необходимым обязать администрацию сельского поселения разместить информацию о настоящем решении на досках объявлений на территории сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 173, 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Добринского района Липецкой области удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в трех месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающиеся размещения двух дорожных знаков 1.23 «Дети», дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч, и дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 20 км/ч, вблизи МОУ лицей №1 по ул. М. Горького п. Добринка, дорожного знака 1.23 «Дети» по ул. Ленинской п. Добринка вблизи МОУ лицей № 1 двух дорожных знаков 5.19.1 и по ул. Октябрьская п. Добринка вблизи МОУСШ № 2, дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч по ул. Октябрьская п. Добринка вблизи МОУСШ № 2 и восстановления дорожных разметок 1.14.1 и 1.25 вблизи указанных образовательных учреждений.

Обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в течении 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу разместить информацию о настоящем решении на досках объявлений на территории сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись О.В. Ушкова

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2011 г.