об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения



Дело № 2- 221 /2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года р.п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Ушковой О.В.

при секретаре Черникиной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Добринского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, указывая, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Данное положение закреплено ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Прокуратурой района, совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД Добринского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой, выявлены нарушения действующих нормативных актов со стороны администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского района Липецкой области. Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения: проезжая часть вблизи МОУСОШ с. Н. Матренка не оборудована двумя дорожными знаками 5.20 «Искусственная неровность». Кроме того, на пешеходном переходе вблизи указанного образовательного учреждения износ дорожной разметки 1.14.1 и дорожной разметки 1.25 на искусственных неровностях превышает 50 %. Бездействие администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет влечет за собой нарушение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным, обязать администрацию сельского поселения Нижнематренский сельсовет в трех месячный срок организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения двух дорожных знаков 5.20 «Искусственная неровность», восстановления дорожной разметки 1.14.1 и 1.25 вблизи МОУСОШ с. Н. Матренка.

В судебном заседании прокурор-помощник прокурора Добринского района Митрофанова А.Г. заявление поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, пояснила, что указанные дороги относятся к местным, т.к. расположены в населенных пунктах, доказательств того, что дорога является дорогой местного значения предоставить не может. Бездействие администрации заключаетсяв невыполнении требований, установленных п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет Батышкин В.В. в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что согласно Уставу сельского поселения Нижнематренский сельсовет в границах сельского поселения находятся населенные пункты: село Нижняя Матренка, село Ольховка, деревня Красная Рада, деревня Курлыковка. Дорога Добринка- ст. Хворостянка- Салтычки –Н. Матренка-Ольховка, на которой требуется установить знаки, на балансе администрации не находится, администрация ее не обслуживает, полномочиями в области использования указанной дороги в соответствии с действующим законодательством не наделена. Денежные средства на нее в бюджете поселения в части расходных обязательств муниципального образования не закладывались. Обслуживает данную дорогу ОГУП «Добринкадорстройремонт» (руководитель - Неворов Ю.А.), данное предприятие устанавливает и дорожные знаки и наносит разметку. В 2010 г. администрация поселения обращалась с заявлением в администрацию Липецкой области с просьбой произвести капитальный ремонт дороги, т.к. она пришла в негодность, был получен ответ, что дорогу обследовали, работы будут произведены, как только выделят деньги. До настоящего времени дорога не отремонтирована. Иных дорог вокруг школы нет.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Добринскому району Липецкой области Уколов В.Л. требования прокурора посчитал необоснованными, указав, что дорога называется ст. Хворостянка- Ольховка, является дорогой межмуниципального значения, отнесена к собственности Липецкой области. Обслуживает данную дорогу ОГУП «Добринкадорстройремонт» (руководитель - Неворов Ю.А.), в адрес данной организации выносятся и предписания об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, находит заявление прокурора Добринского района Липецкой области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:…дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изменениями и дополнениями).

Статья 3 названного ФЗ предусматривает основные понятия, используемые в Федеральном законе, а именно: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, …

Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;…

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно ст. 6 указанного ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования и идентификационные номера.

Статья 12 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:…6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения…

Статья 15 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 33 названного закона устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Уставом Липецкой области от 09.04.2003 г. № 46-ОЗ (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 11) дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог областного или межмуниципального значения… ( п. 15-1).

Постановлением администрации Липецкой области от 16.10.2007 г. № 151 «Об автомобильных дорогах Липецкой области», утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Липецкой области. А именно: автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Липецкой области являются:

- автомобильные дороги, соединяющие административный центр Липецкой области г. Липецк с административными центрами муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального значения;

- автомобильные дороги, соединяющие административные центры муниципальных районов и городских округов между собой, за исключением дорог общего пользования федерального значения;

- автомобильные дороги, обеспечивающие межрегиональные связи, за исключением дорог общего пользования федерального значения;

- автомобильные дороги, являющиеся обходами населенных пунктов на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;

- автомобильные дороги и подъезды к железнодорожным станциям, аэропортам, историческим и культурным памятникам, санаториям, местам массового отдыха, туризма регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги, обеспечивающие подъезды от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к городским округам и административным центрам муниципальных районов Липецкой области, за исключением автомобильных дорог федерального значения;

- автомобильные дороги, соединяющие административные центры муниципальных районов с административными центрами сельских поселений, и административные центры сельских поселений между собой;

- автомобильные дороги, обеспечивающие подъезды от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к административным центрам сельских поселений.

Автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Липецкой области также могут быть:

- автомобильные дороги и подъезды к населенным пунктам сельских поселений, по которым осуществляются автобусное сообщение, перевозки регионального или межмуниципального значения.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2007 г. № 185 «О перечне автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Липецкой области» утвержден перечень данных дорог. В пункте 26 раздела 4 «Добринский район» указана дорога ст. Хворостянка-Нижняя Матренка- Ольховка- граница Усманского района, идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-169, год ввода в эксплуатацию 1986, протяженность 21 км.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Добринского района Липецкой области касаются установления дорожных знаков, нанесения разметки на дороге ст. Хворостянка-Нижняя Матренка- Ольховка - граница Усманского района, идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-169, находящейся в собственности Липецкой области. Данный факт подтверждается фотоснимкамит, представленными прокурором Добринского района в суд. Иных доказательств суду не предоставлено.

Следовательно, осуществлять дорожную деятельность, в т.ч. устанавливать дорожные знаки и наносить разметку, - это полномочия администрации Липецкой области (ее соответствующих структурных подразделений).

Уставом сельского поселения Нижнематренский сельсовет Добринского района Липецкой области (п.12 ч.1 ст.36) предусмотрено, что к компетенции администрации сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательств наделения администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет Добринского района Липецкой области иными полномочиями области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации суду не предоставлено.

Таким образом, доказательств бездействия администрации сельского поселения выразившихся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, суду не предъявлено.

В силу ч.4 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

Учитывая, что действия, которые требует совершить прокурор Добринского района Липецкой области не относятся к компетенции администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет Добринского района Липецкой области, то заявление прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199, 258 ГПК Российской Федерации. суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Добринского района Липецкой области к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Ушкова