назначение досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-129/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

29 марта 2011 г. р.п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Ушковой О.В.

при секретаре Черникиной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Ольги Ивановны к УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

Зайцева О.И. обратилась в суд с иском к УПФРФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 25 января 2011 года обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, т.к на момент обращения ее трудовой стаж составил 25 лет. Однако, решением комиссии ей было отказано в назначении пенсии по старости. Не были засчитаны в стаж работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г. Считает право на досрочную пенсию нарушенным. Просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и засчитать в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г., обязать ответчика назначить пенсию с 25.01.2011 г.

В судебном заседании истец Зайцева О.И. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Кроме того пояснила, что находясь в декретном отпуске она не знала об изменении законодательства. Считает отказ в досрочном начислении пенсии нарушением пенсионных прав. Государственную пошлину просила с ответчика не взыскивать.

В судебном заседании представитель ответчика Годовикова Н.Ю. иск не признала и пояснила, что отказ в назначении пенсии основан на нормах действующего законодательства, поэтому обосновано исключен из специального стажа период с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г., указанный период не может включаться в специальный стаж, поскольку были внесены изменения в законодательство.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании пенсионное дело, находит исковые требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 34 Хартии Европейского Союза об основных правах закрепляет право на социальное обеспечение и социальную защиту.

Право на социальное обеспечение и социальную защиту провозглашаются статьями 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и ст.9 и п.1 ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

Статьей 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

Статья 27 п.1 пп. 20 закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец родилась 17.02.1970 г.

Из трудовой книжки истца следует, что 06.08.1989 г. зачислена на должность м/с гинекологического отделения на время отпуска, 17.02.1990 г. переведена на должность деж. медсестры гинекологического отделения постоянно, 25.11.1991 Добринская ЦРБ переименована в Добринское территориально-медицинское объединение; 01.01.1999 г. должность дежурная медсестра переименована на должность палатная медицинская сестра гинекологического отделения. 25.10.2000 г. Добринское ТМО переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Добринская центральная районная больница». Истица продолжает работать в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения.

В соответствии со свидетельством о рождении Зайцевой Христины Ивановны 19.02.1992 г. рождения, ее матерью является истец.

Согласно справки № 01-13/103 от 25.01.11 г. истец находилась в период с 18.03.1992 г. по 22.08.1993 г. в отпуске по уходу за ребенком. Указанный факт подтверждается копией приказа № 22-к от 28.02.1992 г., копией приказа № 133-л от 23.08.1993 г.

Протоколом № 52 от 01.02.2011 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан из специального стража работы истца исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г.

Суд считает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии истцу, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г., поскольку в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет действовала статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, предусматривающей, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 2 действовавшего в период предоставления истице отпуске по уходу за ребенком Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Кроме того, из пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11, следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Приведенное Разъяснение действовало в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснено, что введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В связи с этим, поскольку истица, работая в должности дежурной медсестры гинекологического отделения и находясь с отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 22.08.1993 года, по действовавшему на тот момент законодательству приобрела право включения этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Ссылка ответчика на то, что отпуск по уходу за ребенком может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в период до 06 октября 1992 года, несостоятельна, так как отпуск по уходу за ребенком истице предоставлен до 6 октября 1992 года, а именно с 28.02.1992 г.

Таким образом, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе № 52 от 01.02.2011 года об исключении спорного периода из специального стажа не соответствует закону, равно как и принятое на его основе решение об отказе в установлении пенсии № 51 от 01.02.2011 г.

Наличие специального стажа дают право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 25.01.2011 г., то есть со дня обращения

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зайцевой Ольги Ивановны удовлетворить.

Признать за Зайцевой Ольгой Ивановной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области включить Зайцевой Ольге Ивановне в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период с 06.10.1992 г. по 22.08.1993 г. – отпуск по уходу за ребенком.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области назначить Зайцевой Ольге Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 25.01.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течении 10 дней после составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Ушкова

Мотивированное решение изготовлено 30.03.2011 г.