о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-365/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

13 сентября 2011 г. р.п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Ушковой О.В.

при секретаре Черникиной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Т.А. к ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности

УСТАНОВИЛ:

Шестакова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указывая, что обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении в соответствии с п. 10, ч.1, ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Добринскому району. Липецкой области были исключены из педагогической деятельности периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период работы в должности старшей пионервожатой и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как списками профессий и должностей работников образования в разделе наименование учреждений должности старшая пионервожатая. не предусмотрена. В соответствии с Постановлением правительства только с 01.10.1993 г. не применяется на территории РФ постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г., №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также на том основании, что к моменту прекращения действия постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г., №1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», истец работала в школе, а поэтому имеет право для назначения пенсии стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности. Считает отказ ГУ УПФ РФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным. Как видно из записи в трудовой книжке осуществляла работу в качестве старшей пионервожатой по действовавшему во время такой работы законодательству, приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществление педагогической деятельности, и оно не может быть утрачено в связи с введением нового законодательства и отменой ранее действовавшего. Просит признать отказ ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области незаконным, необоснованным и отменить; обязать ответчика включить в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в качестве старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за таковой; взыскать возврат госпошлины и расходы по оплате услуг адвоката.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи заявления о назначении пенсии. Кроме того пояснила, что с ... года и по настоящее время работает учителем, ее специальный стаж не прерывался. ДД.ММ.ГГГГ она устно обратилась к ответчику для проведения добазовой подготовки к назначению пенсии до возникновения права на пенсию. Судебные расходы просила с ответчика не взыскивать, поскольку ответчик является государственным учреждением.

Представитель истца адвокат Морозова В.И. поддержала позицию истца.

Представитель ответчика Бахтин И.И. исковые требования не признал и пояснил, что на момент издания постановления истец не имела требуемых 2/3 педагогического стажа. Кроме того, в связи с внесением изменений в действующее законодательство период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком исключен из специального стажа.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 34 Хартии Европейского Союза об основных правах закрепляет право на социальное обеспечение и социальную защиту.

Право на социальное обеспечение и социальную защиту провозглашаются статьями 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и ст.9 и п.1 ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

Статьей 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

Статья 27 п.1 пп. 19 закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и действовавшим до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых (пункт 2).

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ

Из трудовой книжки следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ назначена старшей пионервожатой в ... среднюю школу; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности и в порядке перевода назначена учителем начальных классов в данной школе. ДД.ММ.ГГГГ школа переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес> переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение гимназию .... ДД.ММ.ГГГГ муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия ... переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение гимназию имени .... Истец продолжает работать в указанном образовательном учреждении в должности учителя.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан из специального стаж истца исключены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (истец работала старшей пионервожатой) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (истец находилась в отпуске по уходу за ребенком), указанные периоды засчитаны в страховой стаж. В специальный стаж не засчитан период работы в должности старшей пионервожатой в ... средней школе, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрена такая должность, как старшая пионервожатая. Не засчитан также период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в специальный стаж включается период ухода за ребенком до 1,5 лет за период до 06 октября 1992 год.

Действительно, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не содержит в разделе «Наименование должностей» должности «старшая пионервожатая».

Между тем, в период работы истицы в качестве старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, позволяющее при определенных условиях засчитывать периоды работы в указанной должности в стаж работы по специальности.

Шестакова Т.А. в течение ... лет ... дней работала в должности старшей пионервожатой в школе, период этой работы не превышает 1/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью на момент подачи истицей заявления в пенсионный орган. Таким образом, условие, предусмотренное пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, соблюдено.

Кроме того, типовыми штатами административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, семилетних и средних школ Министерства просвещения РСФСР была предусмотрена должность старшего пионервожатого. Должность «старший вожатый» предусмотрена и приложением 1 к Постановлению Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 «Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждения образования РФ».

Таким образом, работа старшей пионервожатой засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на день назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из материалов дела усматривается, что стаж работы истицы на других должностях, помимо старшей пионервожатой, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составил более 22 лет (на момент вынесения решения), а потому на день обращения Шестаковой Т.А. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим законодательством, и ныне действующим законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию. Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.

В соответствии со свидетельством о рождении Шестакова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, его матерью является истец.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичная справка предоставлена в ГУ УПФР по Добринскому району.

Суд считает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии истцу, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет действовала статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, предусматривающей, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 2 действовавшего в период предоставления истице отпуске по уходу за ребенком Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Кроме того, из пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11, следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Приведенное Разъяснение действовало в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснено, что введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В связи с этим, поскольку истица, работая в должности учителя начальных классов ... средней школы и находясь с отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по действовавшему на тот момент законодательству приобрела право включения этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Ссылка ответчика на то, что отпуск по уходу за ребенком может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в период до 06 октября 1992 года, не состоятельна, так как отпуск по уходу за ребенком истице предоставлен до 6 октября 1992 года, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

Утверждение представителя ответчика о том, что истица на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (то есть на ДД.ММ.ГГГГ) не выработала необходимый для назначения пенсии стаж, в связи с чем ей не может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, несостоятельно, и основано на неправильном толковании пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Таким образом, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе от ДД.ММ.ГГГГ об исключении спорного периода из специального стажа не соответствует закону.

Наличие специального стажа дают право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шестаковой Т.А. удовлетворить.

Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области включить Шестаковой Т.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области назначить Шестаковой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течении 10 дней после составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Ушкова