Дело № 2-365/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 13 сентября 2011 г. р.п. Добринка Липецкой области Добринский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Ушковой О.В. при секретаре Черникиной Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Т.А. к ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности УСТАНОВИЛ: Шестакова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указывая, что обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области о назначении в соответствии с п. 10, ч.1, ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Добринскому району. Липецкой области были исключены из педагогической деятельности периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период работы в должности старшей пионервожатой и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как списками профессий и должностей работников образования в разделе наименование учреждений должности старшая пионервожатая. не предусмотрена. В соответствии с Постановлением правительства только с 01.10.1993 г. не применяется на территории РФ постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г., №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также на том основании, что к моменту прекращения действия постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г., №1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», истец работала в школе, а поэтому имеет право для назначения пенсии стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности. Считает отказ ГУ УПФ РФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным. Как видно из записи в трудовой книжке осуществляла работу в качестве старшей пионервожатой по действовавшему во время такой работы законодательству, приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществление педагогической деятельности, и оно не может быть утрачено в связи с введением нового законодательства и отменой ранее действовавшего. Просит признать отказ ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области незаконным, необоснованным и отменить; обязать ответчика включить в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в качестве старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за таковой; взыскать возврат госпошлины и расходы по оплате услуг адвоката. В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи заявления о назначении пенсии. Кроме того пояснила, что с ... года и по настоящее время работает учителем, ее специальный стаж не прерывался. ДД.ММ.ГГГГ она устно обратилась к ответчику для проведения добазовой подготовки к назначению пенсии до возникновения права на пенсию. Судебные расходы просила с ответчика не взыскивать, поскольку ответчик является государственным учреждением. Представитель истца адвокат Морозова В.И. поддержала позицию истца. Представитель ответчика Бахтин И.И. исковые требования не признал и пояснил, что на момент издания постановления истец не имела требуемых 2/3 педагогического стажа. Кроме того, в связи с внесением изменений в действующее законодательство период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком исключен из специального стажа. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Статья 34 Хартии Европейского Союза об основных правах закрепляет право на социальное обеспечение и социальную защиту. Право на социальное обеспечение и социальную защиту провозглашаются статьями 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и ст.9 и п.1 ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. Статьей 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности. Статья 27 п.1 пп. 19 закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и действовавшим до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых (пункт 2). В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ Из трудовой книжки следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ назначена старшей пионервожатой в ... среднюю школу; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности и в порядке перевода назначена учителем начальных классов в данной школе. ДД.ММ.ГГГГ школа переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес> переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение гимназию .... ДД.ММ.ГГГГ муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия ... переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение гимназию имени .... Истец продолжает работать в указанном образовательном учреждении в должности учителя. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан из специального стаж истца исключены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (истец работала старшей пионервожатой) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (истец находилась в отпуске по уходу за ребенком), указанные периоды засчитаны в страховой стаж. В специальный стаж не засчитан период работы в должности старшей пионервожатой в ... средней школе, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрена такая должность, как старшая пионервожатая. Не засчитан также период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в специальный стаж включается период ухода за ребенком до 1,5 лет за период до 06 октября 1992 год. Действительно, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не содержит в разделе «Наименование должностей» должности «старшая пионервожатая». Между тем, в период работы истицы в качестве старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, позволяющее при определенных условиях засчитывать периоды работы в указанной должности в стаж работы по специальности. Шестакова Т.А. в течение ... лет ... дней работала в должности старшей пионервожатой в школе, период этой работы не превышает 1/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью на момент подачи истицей заявления в пенсионный орган. Таким образом, условие, предусмотренное пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, соблюдено. Кроме того, типовыми штатами административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, семилетних и средних школ Министерства просвещения РСФСР была предусмотрена должность старшего пионервожатого. Должность «старший вожатый» предусмотрена и приложением 1 к Постановлению Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 «Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждения образования РФ». Таким образом, работа старшей пионервожатой засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на день назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из материалов дела усматривается, что стаж работы истицы на других должностях, помимо старшей пионервожатой, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составил более 22 лет (на момент вынесения решения), а потому на день обращения Шестаковой Т.А. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим законодательством, и ныне действующим законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию. Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона. В соответствии со свидетельством о рождении Шестакова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, его матерью является истец. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичная справка предоставлена в ГУ УПФР по Добринскому району. Суд считает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии истцу, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет действовала статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, предусматривающей, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Пунктом 2 действовавшего в период предоставления истице отпуске по уходу за ребенком Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Кроме того, из пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11, следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Приведенное Разъяснение действовало в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснено, что введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В связи с этим, поскольку истица, работая в должности учителя начальных классов ... средней школы и находясь с отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по действовавшему на тот момент законодательству приобрела право включения этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения. Ссылка ответчика на то, что отпуск по уходу за ребенком может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в период до 06 октября 1992 года, не состоятельна, так как отпуск по уходу за ребенком истице предоставлен до 6 октября 1992 года, а именно с ДД.ММ.ГГГГ Утверждение представителя ответчика о том, что истица на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (то есть на ДД.ММ.ГГГГ) не выработала необходимый для назначения пенсии стаж, в связи с чем ей не может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, несостоятельно, и основано на неправильном толковании пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Таким образом, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении спорного периода из специального стажа не соответствует закону. Наличие специального стажа дают право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шестаковой Т.А. удовлетворить. Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области включить Шестаковой Т.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области назначить Шестаковой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течении 10 дней после составления решения в окончательной форме. Председательствующий судья О.В. Ушкова