решение об обязании устранить допущенное нарушение путем осуществления сбора отходов



Дело № 2-434/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Грищенко С.А.

при секретаре Требунских Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав и благоприятную окружающую среду к ООО «Агрофирма «Сафоново» об обязании ООО «Агрофирма «Сафоново» устранить допущенное нарушение путем осуществления сбора отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав и благоприятную окружающую среду к ООО «Агрофирма «Сафоново» об обязании ООО «Агрофирма «Сафоново» устранить допущенное нарушение путем осуществления сбора отходов, при этом указывает, в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что ООО «Агрофирма «Сафоново» на пустыре ..., расположенных в <адрес>, вне объектов размещения отходов допущено складирование (буртование) образовавшихся от содержания ... голов КРС и ... голов свиней отходов: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода – 1310040101004); навоза от свиней свежего (код отхода – 1310040203013) в количестве около ... тонн. В связи с этим, неисполнение хозяйствующим субъектом требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Прокурор просит суд обязать ООО «Агрофирма «Сафоново» устранить допущенное нарушение путем осуществления сбора отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода – 1310040101004); навоза от свиней свежего (код отхода – 1310040203013) в количестве около ... тонн на пустыре (земельном участке ... м), в ... метрах восточнее действующих животноводческих помещений <адрес>, и их размещения в специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и ветеринарно-санитарным требованиям.

В судебное заседание заявитель межрайонный природоохранный прокурор не явился, обратился к суду с ходатайством, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик – представитель ООО «Агрофирма «Сафоново»» Буданцев А.С. исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что данные нарушения имеют место быть и в ближайшее время будут устранены.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением, согласно которому исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме и просит рассмотреть дело без их участия.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который принимается судом, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Ответчику разъяснены судом последствия признания исковых требований, которые ему понятны.

Коль скоро ответчик признал заявленные требования, суд принимает признание иска.

Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Исходя из ст.ст. 39,51 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьями 4, 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3.1,3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года, временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами; при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Исходя из п.п. 2.3, 3.2 Санитарных правил «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:

- водопроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;

- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.

В соответствии с п. 1.12, 4.5, 4.6 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета. ОНТП 17-81, утв. Приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 года № 61, территория сооружений по обработке навоза и помета должна быть ограждена, благоустроена, защищена многолетними насаждениями, озеленена, освещена, иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной 3,5 м. Ширина лесозащитной полосы должна быть не менее 10 м.; для полей, орошаемых жидким навозом, -30м. Для хранения и обезвоживания подстилочного навоза и помета с подстилкой следует предусматривать незаглубленные водонепроницаемые площадки или хранилища глубиной 1,5 – 2 м. В районах выпадения повышенного количества атмосферных осадков допускается устройство перекрытых хранилищ. Количество хранилищ должно быть не менее двух. Для сброса и отвода жидкости из хранилищ следует предусматривать жижесборники. Дно хранилища должно иметь уклон 0,002-0,003 в сторону жижесборника или иметь отводные канавки. При совмещении складирования с биотермической обработкой навоза и помета высоту загрузки следует принимать не более 2 м. Для хранения жидкой фракции навоза допускается устройство закрытых навозохранилищ. Закрытые навозохранилища должны иметь люки, естественную и принудительную вентиляцию для проведения ремонтных и других работ.

Как следует из пунктов 1.7, 1.8, 1.9, 4.1, 4.2 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утв. Минсельхозпродом РФ 04.08.1997 года №13-7-2/1027, - сооружения подготовки навоза, помета и стоков располагают за пределами ограждений территорий ферм, комплексов и птицефабрик с подветренной стороны и ниже водозаборных сооружений. Все сооружения и строительные элементы систем подготовки органических удобрений должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты и инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию. Территория сооружений для подготовки органических удобрений должна быть ограждена, защищена многолетними зелеными насаждениями, благоустроена и иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м. Жидкий, полужидкий навоз и навозные стоки накапливают и хранят в специальных навозохранилищах секционного типа. Подстилочный навоз, твердую фракцию жидкого навоза и компосты обрабатывают и хранят на площадках с твердым покрытием. Вместимость навозохранилищ рассчитывают, исходя из суточного количества выхода навоза и времени его использования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что положения действующего законодательства направлены на соблюдение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно акта проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ООО «Агрофирма «Сафоново» на основании приказа заместителя начальника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении ООО «Агрофирма «Сафоново». В результате проверки установлено, что в результате деятельности ООО «Агрофирма «Сафоново» образуются следующие виды отходов: навоз от крупного рогатого скота свежий, код отхода 1310040101004; навоз от свиней свежий, код отхода 1310040203013, - забуртован на территории животноводческого комплекса (в количестве по визуальной оценке около ... тонн), накоплен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако буртование навоза от КРС и свиней производится на пустыре (земельном участке размером ... м на ... м) в ... метрах восточнее действующих животноводческих помещений, вне объекта размещения отходов по причине его отсутствия, что является нарушением требований Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

Из копии протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осуществлении главным специалистом отдела государственного контроля Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области – государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО4 плановой выездной проверки в отношении ООО «АФ Сафоново» по адресу: <адрес> выявлено административное правонарушение. Так, при осмотре территории животноводческой фермы ООО «Агрофирма «Сафоново», выявлен факт хранения отходов навоза свежего от содержания КРС и свиней на прилегающей к ферме территории. Навоз, образовавшийся от содержания ... голов крупного рогатого скота свежий, код отхода 1310040101004; от содержания ... голов свиней навоз свежий, код отхода 1310040203013 забуртован на территории прилегающей к фермам ( в количестве по визуальной оценке около ... тонн), накоплен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако буртование навоза от КРС и свиней производится на пустыре (земельном участке размером ... м на ... м) в 70 метрах восточнее действующих животноводческих помещений, вне объекта размещения отходов по причине его отсутствия, что является нарушением ст. 4.1 КоАП Липецкой области.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо ООО «Агрофирма «Сафоново» признано виновным в правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях за невыполнение установленных законом области требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Согласно сообщению начальника Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований природоохранного законодательства со стороны ООО «Агрофирма «Сафоново» не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агрофирма «Сафоново» заключило договора с ООО «Научно-производственное предприятие «Экосистема» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и на разработку проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ).

С учетом представленных доказательств, которые приняты судом, установлено, что неисполнение ООО «Агрофирма «Сафоново» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, - ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области в сумме ... рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Агрофирма «Сафоново» устранить допущенное нарушение путем осуществления сбора отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода – 1310040101004); навоза от свиней свежего (код отхода – 1310040203013) в количестве около ... тонн на пустыре (земельном участке ... м), в ... метрах восточнее действующих животноводческих помещений ООО «Агрофирма «Сафоново», расположенных в <адрес>, и размещения их в специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и ветеринарно-санитарным требованиям.

Взыскать с ООО «Агрофирма «Сафоново» в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в сумме ... (...) руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.А. Грищенко