Дело № 2-522 /2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года п.Добринка Липецкой области Добринский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Сутягина Е.И., при секретаре Черникиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутищевой Наталии Николаевны к ГУ УПФ РФ по Добринскому району в Липецкой области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, У с т а н о в и л : Кутищева Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Добринскому району в Липецкой области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 01.08.1994 года в льготном исчислении, назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 14 сентября 2011 года. В обоснование иска указала, что в связи с достижением 25-летнего стажа работы по медицинской деятельности, 14 сентября 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФ РФ по Добринскому району № 58 от 27 сентября 2011 года в назначении пенсии отказано в виду недостаточности стажа. К зачету в специальный трудовой стаж не принят период с 06.10.1992 года по 01.08.1994 года время нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В судебном заседании Кутищева Н.Н. поддержала требования и доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика – Бахтин И.И., действующий по доверенности от 08.11.2011г. № 32, не возражал против заявленных требований. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившим в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях ( ст.167КЗоТ РФ ). Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР ( в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Положения ст.6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно трудовой книжки, справок МУЗ Добринская ЦРБ следует, что Кутищева Н.Н. осуществляла лечебную деятельность в МУЗ Добринская центральная районная больница с 06.04.1987г. по 31.12.2005г. в должности фельдшера пункта скорой помощи Плавицкой участковой больницы; с 01.03.2011г. по настоящее время в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи Плавицкой участковой больницы. В период с 25.09.1992г. по 01.08.1994г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. С учетом того, что отпуск Кутищевой Н.Н. по уходу за ребенком начался с 25.09.1992г., то есть до 06.10.1992г. в период действия вышеназванных нормативных актов, необходимо включить период с 25.09.1992г. по 01.08.1994г. в специальный стаж работы истицы. В соответствии с подпунктами"а, б" пункта5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, в соответствии с подпунктом11 пункта1 статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом"а", так и подпунктом"б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа. В силу пункта2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N464, которым был утверждён Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989г. N375/24-11, время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт7). Ввиду того, что в период отпуска Кутищевой Н.Н. по уходу за ребёнком свыше 1,5 лет, имевшего место до 6 октября 1992г., включается в специальный стаж, на указанный период распространяются правила льготного исчисления периодов работы из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца. При изложенных обстоятельствах, период отпуска Кутищевой Н.Н. по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 01.08.1994г. подлежит зачету в льготный стаж в льготном исчислении, на день обращения к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, то есть на 14 сентября 2011 года льготный стаж Кутищевой Н.Н. составляет более 25 лет. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск Кутищевой Наталии Николаевны к ГУ УПФ РФ по Добринскому району в Липецкой области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить. Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области № 58 от 27 сентября 2011 года в отношении Кутищевой Наталии Николаевны незаконным. Обязать ГУ УПФ РФ по Добринскому району Липецкой области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период с 06.10.1992года по 01.08.1994 года- отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца. Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Добринскому району Липецкой области назначить Кутищевой Наталии Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд в течение 10 дней через Добринский районный суд. Судья Е.И.Сутягин