Дело № 2- 563 /2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 декабря 2011 года р.п. Добринка Липецкой области Добринский районный суд Липецкой области в составе: при секретаре Черникиной Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Добринского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Добринского района обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, указывая, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Данное положение закреплено ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Прокуратурой района, совместно с инспектором ДПС ОГИБДДД ОМВД России по Добринскому району 11.11.2011 г., проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой, выявлены нарушения действующих нормативных актов со стороны администрации сельского поселения Добринский сельский совет. Проведенной проверкой установлено, что на автобусных остановках по ул. Воронского и ул. Корнева отсутствует два дорожных знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».Проезжая часть около автобусных остановок по ул. Ленинской, ул. Корнева, ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ», а также около магазина «Агат», не оборудована четырьмя дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», четырьмя дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход». Кроме того, проезжая часть на пересечении дорог по ул. Правды и ул. Ленинская, ул. Строительная и ул. Правды (кольцевая) не оборудована двумя табличками 8.13 «Направление главной дороги».Бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет влечет за собой нарушение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет в месячный срок организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения в п. Добринка Липецкой области двух дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», на автобусных остановках по ул. Корнева и ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ», а также проезжую часть около автобусных остановок по ул. Ленинской, ул. Корнева, ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ» и около магазина «Агат» оборудовать 4 дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» и 4 дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход», проезжую часть на пересечении дорог по ул. Правды и ул. Ленинская, ул. Строительная и ул. Правды оборудовать двумя табличками 8.13 «Направление главной дороги». В судебном заседании прокурор-помощник прокурора Добринского района Проскурин А.И. заявление поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, пояснил, что указанные дороги относятся к местным, т.к. расположены в населенных пунктах. Бездействие администрации заключается в невыполнении требований, установленных п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Добринский сельский совет Добринского района Липецкой области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причин неявки не сообщил. Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Добринскому району в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причин неявки не сообщил. Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит заявление прокурора Добринского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:…дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изменениями и дополнениями). Статья 3 названного ФЗ предусматривает основные понятия, используемые в Федеральном законе, а именно: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, … Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения;… Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 6 указанного ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 13 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;…6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статья 15 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Статья 34 названного закона устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2007 г. № 185 «О перечне автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Липецкой области» утвержден перечень данных дорог. Дороги, проходящие по ул. Корнева, ул. Ленинской, ул. Строительная, ул. Правды и ул. Воронского п. Добринка, не внесены в перечень дорог, относящихся к собственности Липецкой области. Следовательно, осуществлять дорожную деятельность на указанной дороге, в т.ч. устанавливать дорожные знаки, - это полномочия администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, данный факт подтверждается также приложенными прокурором фотоснимками. Уставом сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области (п.12 ч.1 ст.36) предусмотрено, что к компетенции администрации сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в п. 5 ч.1 ст.12 «Вопросы местного значения» Устава сельского поселения. В соответствии со ст. 6 ч.4 Федерального Закона от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие (п. 4.1.2). Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток (п. 4.1.5). В силу п. 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (Далее ГОСТ Р 52289-2004), дорожные знаки должны размещаться таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. Согласно п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004 знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знак должен быть двусторонним. Односторонний знак допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре. В силу п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. Согласно п. 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004 табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление. При размещении знаков на стойках табличку размещают под знаком. При размещении знаков на консольных опорах или над проезжей частью, обочиной или тротуаром табличку помещают справа от знака. Из акта прокурорской проверки соблюдения законодательств в сфере безопасности дорожного движения от 11.11.2011 г. следует, что в нарушение требований ГОСТа Р 52289-2004 на автобусных остановках «ЦРБ» по ул. Воронского, «РДК» ул. Ленинская, «Корнева» ул. Корнева отсутствуют 3 дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Проезжая часть около автобусных остановок по ул. Ленинской, ул. Корнева, ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ», а также напротив магазина «Агат», не оборудована 4 дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 4 дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход». Кроме того, проезжая часть на пересечении дорог по ул. Правды и ул. Ленинская, ул. Строительная и ул. Правды не оборудована 2 дорожными знаками 8.13 «Направление главной дороги». Указанное также подтверждается фотоснимками, представленными в дело. Фотосъемка проводилась при проверке. Суду не представлено доказательство того, что на момент рассмотрения дела судом устранены нарушения действующего законодательства. Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения в полной мере не выполнялись обязанности в сфере обеспечения законодательства о безопасности дорожного движения, что говорит о наличии бездействия со стороны администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области. Указанное бездействие администрации нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным. Следовательно, заявление прокурора Добринского района в защиту неопределенного круга лиц подано правомерно. Поскольку прокурорская проверка проводилась согласно рапорту 11.11.2011 г., то трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, соблюден. Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, признает незаконным бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным. Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения в п. Добринка Липецкой области двух дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», на автобусных остановках по ул. Корнева и ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ», а также проезжую часть около автобусных остановок по ул. Ленинской, ул. Корнева, ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ» и около магазина «Агат» оборудовать 4 дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» и 4 дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход», проезжую часть на пересечении дорог по ул. Правды и ул. Ленинская, ул. Строительная и ул. Правды оборудовать двумя табличками 8.13 «Направление главной дороги».Учитывая, что круг лиц, права которых нарушены неопределен, суд полагает необходимым обязать администрацию сельского поселения разместить информацию о настоящем решении на досках объявлений на территории сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 173, 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Прокурора Добринского района Липецкой области удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, касающихся размещения в п. Добринка Липецкой области двух дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», на автобусных остановках по ул. Корнева и ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ», а также проезжую часть около автобусных остановок по ул. Ленинской, ул. Корнева, ул. Воронского около МУЗ «Добринская ЦРБ» и около магазина «Агат» оборудовать 4 дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» и 4 дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход», проезжую часть на пересечении дорог по ул. Правды и ул. Ленинская, ул. Строительная и ул. Правды оборудовать двумя табличками 8.13 «Направление главной дороги». Обязать администрацию сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области в течении 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу разместить информацию о настоящем решении на досках объявлений на территории сельского поселения Добринский сельсовет Добринского района Липецкой области. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Председательствующий судья подпись О.В. Ушкова Мотивированное решение изготовлено 05.12.2011 г.
председательствующего судьи Ушковой О.В.