К Дело ***/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дно Псковской области дд.мм.гг
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Русаковой О.С.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
с участием прокурора Дновского района Будариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Моринская волость» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дновского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Моринская волость» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения.
Иск обоснован тем, что прокуратурой Дновского района совместно с ОГПН по Дновскому району проведена проверка соблюдения на территории сельского поселения «МВ***» законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой обнаружены следующие нарушения: в д. П*** и д. М*** сельского поселения «МВ***» Дновского района на пожарных водоемах отсутствуют указатели, что создает трудности в определении места нахождения водоемов при пожаре, подъезды к водоёмам находятся в неудовлетворительном состоянии - отсутствуют подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В судебном заседании прокурор Бударина О.С. свои исковые требования уточнила и поддержала частично, просила обязать муниципальное образование «Моринская волость» в срок до дд.мм.гг оборудовать подъездами с площадками (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей в любое время года пожарный водоем в д. М*** СП «МВ***», расположенный возле здания школы, и пожарный водоем в д. П*** СП «МВ***», расположенный возле Хутора.
Представитель ответчика глава сельского поселения «МВ***» Алексеева Н.В. с заявленными исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что указанные водоемы после проведения проверки подверглись очистке и были оборудованы указателями. Денежные средства на обеспечение мер первичной пожарной безопасности закладываются в бюджете в статье «Прочие мероприятия по благоустройству городских округов и поселений», запланированы на 2010 год в размере *** рублей, при этом пожарных водоемов в сельском поселении 6. Все эти средства были запланированы на 4-ый квартал 2010 года, однако в связи с недополучением доходов сельским поселением принято решение переносе денежных средств с данной статьи на другие цели, поэтому денежных средств, необходимых для выполнения заявленных требований в бюджете сельского поселения не имеется. Считает, что законодательством предусмотрено оборудование пожарных водоемов подъездами с твердым покрытием, земляное покрытие, имеющееся у пожарных водоемов, также является твердым, обеспечивающим подъезд к водоему в любое время года. Все водоемы расположены возле дорог, пожарные рукава могут быть протянуты от дороги.
Инспектор ОГПН по Дновскому району М*** суду пояснил, что проведенной проверкой установлено отсутствие у пожарных водоемов подъездов с твердым покрытием, что является нарушением требований пожарной безопасности и в случае возникновения пожара может привести задержке мер по пожаротушению, поскольку земляное покрытие при определенных погодных условиях может не выдержать вес пожарной машины с водой. Установленные ответчиком после проведения проверки указатели соответствуют ГОСТ Р 12.4.026.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ст. 4 Устава муниципального образования «Моринская волость», принятого 29 ноября 2005 года, к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Названный Федеральный закон определяет первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В их основные функции входит осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 67 п. 16 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Требования к источникам наружного противопожарного водоснабжения установлены Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009", утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178, согласно п. 9.4. которого водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, согласно п. 9.9. у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
Актом совместной проверки, проведенной прокуратурой Дновского района и дознавателем ОГПН по Дновскому району И*** дд.мм.гг, подтверждено, что пожарные водоемы в д. П*** и д. М***, население которых составляет более 50 человек, не отвечают требованиям пожарной безопасности, поскольку к ним отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, а также отсутствуют указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 л.д. 11-16).
Перечнем муниципального имущества муниципального образования «Дновский район, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования «Моринская волость» подтверждено, что на балансе муниципального образования «Моринская волость» находится два пожарных водоема в д. М*** и два пожарных водоема в д. П*** л.д. 5-7).
Доводы представителя ответчика Алексеевой Н.В. об отсутствии в бюджете сельского поселения средств на обеспечение мер пожарной безопасности, в частности - оборудование пожарных водоемов площадками с твердым покрытием, несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов являются полномочиями органов местного самоуправления поселений. О самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности указано в ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Доводы представителя ответчика о том, что земляное покрытие является достаточно твердым и отвечает требованиям пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, суд признает также несостоятельными, поскольку естественный почвенный слой не может быть признан твердым покрытием для целей, предусмотренных Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009".
Таким образом, нарушения требований пожарной безопасности в части содержания источников наружного противопожарного водоснабжения, связанные с отсутствием подъезда с площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей в любое время года, ставят под угрозу права жителей муниципального образования на защиту жизни, здоровья и имущества, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.
С учетом изложенного, требования прокурора о понуждении муниципального образования привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд с учетом объема необходимых мероприятий по выполнению решения суда устанавливает срок исполнения данного решения до дд.мм.гг.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Моринская волость» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Моринская волость» в лица Администрации сельского поселения «МВ***» в срок до дд.мм.гг привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные в д. П*** сельского поселения «МВ***» возле Хутора и д. М*** сельского поселения «МВ***» возле здания МОУ «МШ***», путем оборудования подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг
Судья Дновского районного суда О.С. Русакова.
Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.