Решение суда по иску об обязании произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг.



Дело № 2-6/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Андреева А.Ю.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

с участием прокурора Дновского района Будариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в интересах Мулевой В.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Т***» Дновского района об обязании произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района, действуя в интересах Мулевой В.В. обратился в суд с иском к МУП «Т***» Дновского района о признании незаконными действий МУП «Т***» Дновского района по отказу в перерасчете оплаты за отопление в период времени с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., а также об обязании произвести перерасчёт платы за отопление в квартире Мулевой В.В. проживающей по адресу: г. Д***, ул. П***, д. ***, кв. *** за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

В обоснование иска указано, что в нарушение положений жилищного законодательства ответчик, являющийся обслуживающей организацией указанного дома, отказывается произвести Мулевой В.В. перерасчет платы за отопление. С момента начала отопительного сезона, то есть с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в квартире Мулевой В.В., по адресу: г. Д***, ул. П***, д. ***, кв. *** батареи были холодные. Мулева В.В. в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. неоднократно обращалась в аварийно-диспетчерскую службу МУП «Т***», однако её заявки не выполнялись.

дд.мм.гг. Мулева В.В. обратилась с письменным заявлением в МУП «Т***» о снижении оплаты в связи с тем, что в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. отопление в её квартире отсутствовало, в чем ей было отказано.

Поскольку на неоднократные просьбы Мулевой В.В., ответчик отказывается в добровольном порядке произвести перерасчет платы за отопление, прокурор просит суд признать данные действия ответчика по отказу в перерасчёте за отопление за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. незаконными и обязать МУП «Т***» Дновского района произвести перерасчёт платы за отопление в квартире Мулевой В.В. проживающей по адресу: г. Д***, ул. П***, д. ***, кв. *** за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

Кроме того, в рамках данного гражданского дела, истцом Мулевой В.В. заявлены исковые требования о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, за причиненные ей нравственные страдания, которые она претерпела в связи с отсутствием отопления.

Прокурор Бударина О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, а также полностью поддержала требования Мулевой В.В. о компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Мулева В.В. исковые требования также поддержала и пояснила, что её квартира с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. не отапливалась, а плата за отопление была начислена в полном объеме. На её неоднократные заявки обслуживающая организация не принимала должных мер по организации отопления. дд.мм.гг. она обратилась с заявлением о перерасчете за 3 дня, однако ей было отказано, ввиду того, что температура в её квартире соответствует норме. Просит произвести перерасчет платы за отопление, а поскольку неправомерными действиями ответчика ей были причинены нравственные и моральные страдания, то она просит также и о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

Представитель ответчика МУП «Т***» Дновского района Лохов А.В. исковые требования признал частично, считая возможным проведение перерасчета платы за отопление, поскольку со стороны их организации имеются определенные нарушения и не согласился с требованиями о компенсации морального вреда, ссылаясь на свою некомпетентность в данном вопросе.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ч. 1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Мулева В.В. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Д***, ул. П***, д. *** кв. ***

Мулева В.В. является собственником данной квартиры и потребителем коммунальных услуг, в том числе по отоплению (л.д. 131, 132).

Материалами дела подтверждено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Д***, ул. П***, д.***, в качестве управляющей организации выбрано МУП «Т***» Дновского района (л.д. 28-37, 76-88).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Мулева В.В. находится в фактических договорных отношениях с МУП «Т***» Дновского района.

Как следует из имеющейся в материалах дела копии договора от дд.мм.гг. на содержание общего имущества в многоквартирного дома (л.д. 31-37), заключенному между МУП «Т***» Дновского района – «исполнителем» и Мулевой В.В. владельцем жилого помещения (квартиры № *** многоквартирного дома № *** ул. П*** г. Д***) – «заказчик», в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами превышающими установленную продолжительность, «исполнитель» обязан снизить размер оплаты за содержание и ремонт общего имущества собственникам помещений (п. 1.3).

На факты ненадлежащего выполнения обязанностей «исполнителем» по договору составляются акты, которые должны быть подписаны собственниками и исполнителем. Акты являются основанием для снижения оплаты по договору (п. 3.4).

«Исполнитель» обязан обеспечивать надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 (п.4.1.1.); по требованию «заказчика» направлять своего представителя для составления акта ненадлежащего качества работ и услуг (п. 4.1.5); уменьшить размер платы за содержание и ремонт общего имущества пропорционально количеству календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт общего имущества (п. 4.1.6).

Управляющая организация, в соответствии с приложениями к договору, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе осуществлять наладку и регулирование систем центрального отопления и горячего водоснабжения с промывкой трубопроводов и отопительных приборов, ликвидация непрогрева, воздушной пробки. Ликвидация воздушных пробок в радиаторах и стояках (л.д. 36).

В соответствии со ст. 154 ч. 2 и ч. 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжения, отопление.

Как следует из ст. ст. 4, 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу) качество которой соответствует договору. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, в данном случае оказана услуга, вправе, потребовать устранения недостатка товара или услуги.

Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в Приложении № 1 Правил.

Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг (или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества) для осуществления перерасчета суммы оплаты также содержится в Правилах.

Согласно Разделу 8 Правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Из представленных суду МУП «Т***» отзыва и подтверждающих документов следует, что заявки Мулевой В.В. поступавшие в их организацию с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., выполнялись, акты не составлялись. После получения письменного обращения Мулевой В.В. от дд.мм.гг., дд.мм.гг. был произведён контрольный замер температуры в квартире. По результатам замера составлен акт, с указанием, что температурный режим в жилых помещениях квартиры Мулевой В.В. соответствует санитарным нормам. Поскольку на подготовку жилищного фонда к сезонной эксплуатации суммарное время необходимое для подачи тепла всем подготовленным потребителям не должно превышать 5 суток, то период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. не превысил данный срок.

В судебном заседании установлен факт обращения Мулевой В.В. в Управляющую организацию с заявками о ненадлежащем отоплении занимаемой ею квартиры.

Согласно журналу регистрации заявок МУП «Т***» (л.д. 72-75), Мулёва В.В. обращалась в аварийно-диспетчерскую службу МУП «Т***»:

- дд.мм.гг. в 14 час. 33 мин. – запись № ***;

- дд.мм.гг. в 08 час. 40 мин. – запись № ***;

- дд.мм.гг. в 12 час. 35 мин. – запись № ***;

- дд.мм.гг. в 07 час. 15 мин. – запись № ***.

В судебное заседание ответчиком не представлены акты или иные документы, составленные в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и подтверждающие надлежащее качество услуги по отоплению, с зафиксированной температурой воздуха в квартире Мулевой В.В. в отопительный период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

дд.мм.гг. Мулёва В.В. обратилась с письменным заявлением в МУП «Т***» о перерасчете оплаты за отопление в связи с тем, что в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. отопление в её квартире отсутствовало (л.д. 11).

дд.мм.гг. актом проверки температурного режима в жилых помещениях - в квартире № *** в доме № *** по ул.П***, г.Д*** зафиксирована температура воздуха соответствующая санитарным нормам (л.д. 12).

дд.мм.гг. директор МУП «Т***» письменно сообщил Мулевой В.В., что дд.мм.гг. ими был составлен акт приёмки выполненных работ дд.мм.гг. по ремонту системы отопления в её квартире. дд.мм.гг. температура соответствовала норме, собственник Мулева В.В. претензий к предприятию не имеет (л.д. 10).

Однако, как видно из заявления Мулевой В.В. от дд.мм.гг. и из её пояснений в суде, Мулева В.В. обратилась дд.мм.гг. с заявлением в адрес ответчика с требованиями о перерасчёте оплаты за ненадлежащее отопление в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.. На дд.мм.гг. у неё действительно не было претензий по качеству отопления, поскольку с дд.мм.гг. её квартира стала отапливаться.

Таким образом, в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. не составлялся акт об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформленный в порядке, определенном пунктами 67 - 69 Правил.

Одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца ответчик считает, что им не нарушено время, необходимое на подготовку жилищного фонда к сезонной эксплуатации, поскольку суммарное время необходимое для подачи тепла всем подготовленным потребителям не должно превышать 5 суток.

Суд также не принимает данные доводы ответчика в доказательства своих возражений к исковым требованиям истца по следующим основаниям.

Организационно - методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденные Приказом Госстроя Росси от 06.09.2000 г. № 203 (далее МДС 41-6.2000) предназначены для коммунальных теплоэнергетических предприятий, осуществляющих теплоснабжение в городах и населенных пунктах, и органов управления жилищно - коммунальным хозяйством при планировании и осуществлении подготовки к проведению отопительного периода.

Согласно МДС 41-6.2000 подготовка к отопительному периоду, помимо прочего, включает в себя:

п. 7. непосредственную подготовку систем теплоснабжения к эксплуатации в зимних условиях, которая должна быть закончена не позднее срока, установленного для данной местности.

п. 18. подготовленные к эксплуатации системы теплопотребления до начала отопительного периода должны быть заполнены химически очищенной деаэрированной водой. Заполнение систем теплопотребления должно производиться по графикам, разрабатываемым теплоснабжающими организациями совместно с потребителями.

п. 23. в целях проверки готовности систем отопления зданий и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде, перед его началом должны быть проведены пробные топки. Пробные топки должны проводиться после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к работе в осенне - зимних условиях.

п. 24. при проведении пробных топок должно быть проверено качество работы системы теплопотребления путем проверки прогрева разводящих трубопроводов в подвальных и чердачных помещениях, стояков системы отопления, а также всех нагревательных приборов в квартирах и помещениях зданий. Результаты проверки должны быть оформлены актом по каждому потребителю. Указанные в акте недостатки должны быть устранены в установленные сроки, а результаты устранения проверены теплоснабжающей организацией.

п. 25. включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.

Из указанных рекомендаций следует, что не с начала отопительного периода, а в ходе подготовки к отопительному периоду недопустимо превышение времени более чем на 5 суток, необходимого для начала подачи теплоты подготовленным потребителям.

Данные организационно - методические рекомендации неприменимы к настоящему спору, поскольку они определяют порядок планирования и осуществления подготовки к проведению отопительного периода, тогда как в настоящем деле оспаривается не законность установления сроков подготовки к отопительному периоду, а законность начисления ответчиком платы за отопление, которое фактически истец не получил в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., а также законность действий ответчика по отказу в перерасчете платы за недополученное отопление в оспариваемый период.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 37 ч. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель обязан оплачивать оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

По смыслу данной нормы, потребитель обязан оплачивать лишь реально оказанные ему услуги, а поскольку квартира истицы фактически не отапливалась в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., начисление платы истице Мулевой В.В. за отопление в указанный период, является неправомерным.

Согласно постановления Администрации Дновского района от дд.мм.гг. № ***, с дд.мм.гг. начат отопительный сезон, в том числе в жилом фонде Дновского района (л.д. 15).

Согласно паспорту готовности дома № *** на ул. П*** г.Д*** к эксплуатации в зимних условиях от дд.мм.гг., проведена проверка данного жилого многоквартирного и подтверждена подготовленность дома к эксплуатации в зимних условиях в отопительные сезон 2010-2011 г.г. (л.д. 24-25 ).

Факт непредставления услуг по отоплению квартиры Мулевой В.В. подтверждается её показаниями, а также показаниями свидетелей и объективными данными регистрации заявок в журналах ответчика.

Свидетель Г***, работающая *** МУП «Т***» пояснила суду, что дд.мм.гг. и дд.мм.гг. она вносила запись о заявке, поданной по телефону от Мулевой В.В., проживающей в кв. *** д. *** по ул. *** г. ***, с жалобой на холодные батареи. Обо всех полученных заявках она сообщает либо своему начальнику, либо работающим слесарям-сантехникам. После устранения неисправностей, диспетчеры вносят запись в журнал заявок. Акты о выполненных работах им не предоставляют. О результатах им сообщают устно.

Свидетель А***, работающая дд.мм.гг. *** МУП «Т***», дала суду аналогичные пояснения.

По всем заявкам Мулевой В.В., поданным ею в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., МУП «Т***» Дновского района, в нарушение требований Правил, ни разу не составило акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

При этом, как следует из Правил, обязанность согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг возложена на сотрудника аварийно-диспетчерской службы, то есть названный акт отсутствует по причине незаконного бездействия МУП «Т***» Дновского района.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг временем начала непредставления коммунальной услуги является время подачи потребителем заявки в аварийно-диспетчерскую службу.

Таким образом, суд считает, что представленными доказательствами установлен факт отсутствия отопления в квартире Мулевой В.В. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

Факт обращения Мулевой В.В. в МУП «Т***» Дновского района с заявлением о перерасчете платы за отопление за дд.мм.гг. подтвержден материалами дела, а также копиями листов диспетчерского журнала с заявками и показаниями данными в суде диспетчерами, их принимавших за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

С учетом обстоятельств, установленных судом, отказ в перерасчете платы за отопление является незаконным и необоснованным, в связи с чем суд обязывает ответчика МУП «Т***» Дновского района произвести перерасчет платы за отопление исходя из продолжительности его отсутствия.

Учитывая, что исследованными доказательствами, подтверждено, что подача горячей воды в систему отопления в квартиру Мулевой В.В. фактически начало поступать с дд.мм.гг., перерасчету оплаты коммунальных услуг подлежит период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. включительно.

Требования Мулевой В.В. о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку ответчиком были нарушены права истицы как потребителя, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истицы о взыскании компенсации морального вреда, а с учетом требований ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации считает разумной и справедливой компенсацию морального вреда, в размере 1000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче иска, связанного с нарушением прав потребителей, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, названная сумма подлежит взысканию с ответчика МУП «Т***» Дновского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Дновского района заявленный в интересах Мулевой Валентины Васильевны к Муниципальному унитарному предприятию «Т***» Дновского района удовлетворить полностью.

Исковые требования Мулевой Валентины Васильевны к Муниципальному унитарному предприятию «Т***» Дновского района о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Т***» Дновского района по отказу Мулевой В.В. в перерасчете платы за коммунальную услугу – отопление в квартире по адресу: П*** область, г. Д***, ул. П***, д. ***, кв. ***, лицевой счет № ***, за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., незаконными.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Т***» Дновского района произвести Мулевой Валентине Васильевне перерасчет платы за коммунальную услугу – отопление в квартире по адресу: П*** область, г. Д***, ул. П***, д. ***, кв. ***, лицевой счет № ***, за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., включительно.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Т***» Дновского района в пользу Мулевой Валентины Васильевны компенсацию морального вреда в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Т***» Дновского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда через Дновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме: дд.мм.гг..

Председательствующий: А.Ю. Андреев.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.