Решение суда по иску об обязании устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в помещении хирургического отделения Дновской ЦРБ.



Дело № 2-220/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Купташкиной И.Н.,

с участием прокурора Сергеева К.А.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дновского района и МУ «Б***» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении хирургического отделения Дновской ЦРБ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с вышеназванным иском к Администрации Дновского района Псковской области и Муниципальному учреждению «Б***». В обоснование иска указал, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Псковской области, проведена совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовическом, Бежаницком районах, проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения. В ходе проверки в здании МУ «Б***» в помещении хирургического отделения, выявлены нарушения статей 2,11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от дд.мм.гг. N 5487-1, абз.3п.1 ст. 2, п.1 ст.29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пунктов 4.2, 4.3, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года №58, а именно: в помещениях хирургического отделения (в процедурных, палатах, коридорах, туалетах, и других производственных помещениях) от стен и потолков отстает краска и штукатурка, имеются щели и трещины, отслаивается облицовочная плитка, имеются дефекты напольных покрытий, вновь установленные канализационные стояки водопроводные трубы не закрыты, имеются проломы в стенах и полах. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Уставом Муниципального образования «Д***» полномочия органа местного самоуправления-Администрации Дновского района по вопросам технического и санитарного состояния зданий муниципального учреждения являются расходными обязательствами муниципального образования. Прокурор просит суд обязать Администрацию Дновского района и МУ «Б***» устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и устранить в хирургическом отделении Дновской ЦРБ: дефекты поверхности стен, полов и потолков помещений коридоров, палат, процедурных, туалетов, других производственных помещений и закрыть вновь установленные канализационные стояки и водопроводные трубы (заделать проломы в стенах и полах).

В судебном заседании прокурор Сергеев К.А. иск поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении, указав, что полагает необходимым определить срок устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в детском отделении Дновской ЦРБ до дд.мм.гг..

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Б***» Бойко О.В. действующая на основании доверенности б/н от дд.мм.гг., исковые требования прокурора, заявленные к МУ «Б***» признала частично, пояснив, что действительно в хирургическом отделении больницы необходим ремонт, однако в связи с тем, что источником финансирования учреждения являются базовое финансирование из местного бюджета, целевое финансирование федеральных целевых программ, средства от различного вида договорных работ, платных услуг, безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования, внебюджетные Фонды, на 2011 год финансовых средств на ремонт хирургического отделения не выделено. Руководством Дновской ЦРБ ведется активная работа по изысканию финансирования на ремонт больницы и поликлиники, в частности утвержден и согласован с Главой Дновского района локальный сметный расчет на ремонт четырех отделений больницы, общая стоимость ремонта составляет *** рублей и на основании данного расчета в Администрацию Дновского района направлено ходатайство о дополнительном финансировании МУ «Б***» в размере *** рублей для проведения текущего ремонта отделений больницы, в их числе хирургического отделения. Полагает, что руководство МУ «Б***» со своей стороны предпринимает все возможные меры для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в хирургическом отделении Дновской ЦРБ.

Представитель ответчика – Администрации Дновского района в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения относительно требований прокурора, указав, что в бюджете муниципального образования «Б***» финансовые средства на проведение ремонта в МУ «Б***» в 2011 году не запланированы, а также в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствии их представителя в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителя данного ответчика.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском, Бежаницком районах в судебное заседание не явился, представил письменное заключение о согласии с исковыми требованиями прокурора, указав в нем, что выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в хирургическом отделении Дновской ЦРБ создают угрозу здоровью населения, пребывающих в данном учреждении и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителя данного третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статьёй 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а статьёй 41 предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Основ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно преамбуле к Федеральному закону N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Нормами ст.ст. 2, 24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 4.2, 4.3, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года №58, в помещениях ЛПО поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

дд.мм.гг. старшим помощником прокурора Дновского района Сергеевым К.А. и главным специалистом экспертом Порховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Псковской области Тимофеевым А.П. в присутствии главной медсестры Дновской ЦРБ Т*** проведены мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства РФ в помещениях здания Дновской ЦРБ. В результате данной проверки в отделениях больницы установлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в их числе выявлены нарушения в помещениях хирургического отделения (в процедурных, палатах, коридорах, туалетах, и других производственных помещениях) - от стен и потолков отстает краска и штукатурка, имеются щели и трещины, отслаивается облицовочная плитка, имеются дефекты напольных покрытий, вновь установленные канализационные стояки и водопроводные трубы не закрыты, имеются проломы в стенах и полах. По результатам совместных мероприятий по надзору был составлен акт, с которым ознакомлена Главный врач МУ «Б***» А*** (л.д.6-8).

Прокурор в обоснование требований по иску предоставил ксерокопии фотографий помещений хирургического отделения Дновской ЦРБ, подтверждающих наличие неудовлетворительного санитарно-технического состояния стен помещений и кабинетов и наличие проломов в стенах и полах в местах прохождения канализационных стояков и водопроводных труб (л.д. 9-37).

В соответствии со ст.1 Устава муниципального учреждения «Б***» Учредителем учреждения является Администрация Дновского района и согласно п.1 раздела III, имущество учреждения относится к муниципальной собственности Дновского района и закрепляется на праве оперативного управления (л.д.38-47).

Согласно ст.28 п.2 Устава муниципального образования «Д***» Администрация района по вопросам местного значения создает муниципальные предприятия и учреждения, решает вопросы их деятельности.

В соответствии со ст.37 Устава муниципального образования «Д***» формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Псковской области.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Суд не может согласиться с доводами ответчика Администрации Дновского района о невозможности выполнения требований прокурора в связи с отсутствием финансов. Отсутствие в бюджете Дновского муниципального района денежных средств на ремонт хирургического отделения МУ «Б***» не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Доводы ответчика МУ «Б***» о том, что руководством МУ «Б***» ведётся активная работа по изысканию денежных средств на текущий ремонт Дновской ЦРБ, суд не может принять это во внимание, поскольку это свидетельствует лишь о намерениях в дальнейшем осуществлять мероприятия на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в хирургическом отделении Дновской ЦРБ.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (ст.14 п.1 п.п.1, ст.15 п.1 п.п.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с их финансовыми возможностями.

Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в хирургическом отделении Дновской ЦРБ создают угрозу здоровью людей (исходя из специализации отделения в основном лиц с временно ограниченными возможностями передвижения), пребывающих в данном учреждении и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании ст.27 п.4, ст.35 п.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Администрацией МО «Д***» и Муниципального учреждения «Б***» не соблюдаются в хирургическом отделении Дновской ЦРБ требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, учитывая положения Устава МУ «Б***» согласно которым учреждение имеет право на самостоятельное распоряжение доходами от самостоятельной хозяйственной деятельности, ведение которой не запрещено законодательством РФ и предусмотрено настоящим Уставом, таким образом, требование прокурора об обязании ответчиков устранить выявленные нарушения, подлежит удовлетворению.

Суд соглашается с доводами ответчиков об увеличении срока выполнения требований прокурора до конца 2012 года.

Срок для устранения нарушений, в течение которого Администрации Дновского района и МУ «Б***» надлежит устранить допущенные нарушения, суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, полагает в порядке ст.206 ч.2 ГПК РФ – установить до дд.мм.гг., полагая указанный срок разумным и достаточным с учетом объема работ, которые необходимо произвести для устранения всех выявленных недостатков: изыскания дополнительных финансовых средств, заключения договоров и иных мероприятий и работ, связанных с проведением ремонта детского отделения Дновской ЦРБ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дновского района Псковской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Д***» Псковской области и Муниципальное учреждение «Б***» в срок до дд.мм.гг. устранить в хирургическом отделении Дновской ЦРБ: дефекты поверхности стен, полов и потолков помещений коридоров, палат, процедурных, туалетов, других производственных помещений, и закрыть вновь установленные канализационные стояки и водопроводные трубы (заделать проломы в стенах и полах).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в 10-дневный срок, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Дновский районный суд.

Решение принято судом в окончательной форме: дд.мм.гг..

Председательствующий: И.Н. Купташкина.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.