Решение суда по иску прокурора о понуждении ОМС к ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения.



Дело 2-350/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой О.С.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

с участием прокурора прокуратуры Дновского района Сергеева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Искровская волость» о понуждении органа местного самоуправления к ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Искровская волость» о понуждении органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированной свалки на территории сельского поселения.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в результате проведенной прокуратурой Дновского района проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования «Искровская волость» выявлены нарушения законодательства. На территории сельского поселения «Искровская волость» имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная на расстоянии 2,7 км от пересечения автомобильных дорог *** и *** по направлению к д. И*** на съезде с дороги на расстоянии около 15 метров от дорожного полотна, размерами около 5 х 20 метров. Также на расстоянии 3,1 км от пересечения на съезде с дороги с правой стороны обнаружена свалка в 20 метрах от дорожного полотна размерами 5 х 40 м.

Наличие несанкционированной свалки негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения муниципального образования «Искровская волость» и населения других территорий.

В судебном заседании прокурор Сергеев К.А. поддержал исковые требования, просил понудить Администрацию муниципального образования «Искровская волость» организовать ликвидацию указанной несанкционированной свалки с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Искровская волость» Молотков В.В. требования прокурора не признал и пояснил, что названная свалка несанкционированная, поскольку граждане, самовольно устроили свалку твердых бытовых отходов. У администрации сельского поселения отсутствует должное финансирование, поэтому уборка таких свалок затруднительна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском, Бежаницком районах Тимофеев А.П. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия, где также указал, что иск прокурора поддерживает.

С согласия сторон суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Актом от дд.мм.гг. проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведенной старшим помощником прокурора Дновского района Сергеевым К.А., зафиксировано наличие несанкционированных свалок бытовых отходов на территории муниципального образования «Искровская волость», расположенных по правую сторону дороги направлением *** на расстоянии 2,7 км от пересечения дрог *** и *** на расстоянии около 15 метров от дорожного полотна и на расстоянии 3,1 км от пересечения названных дорог на расстоянии 20 метров от дорожного полотна.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования «Искровская волость», принятом 28 ноября 2005 года (п. 20 ст. 4).

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидротехнических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 13 названного Федерального закона установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п.п. 2.2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 мая 2001 года участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Согласно п. п. 1.2, 3.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В нарушение этих требований на территории, находящейся в ведении Администрации сельского поселения «Искровская волость» расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки отходов не отведен, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводись.

Таким образом, нарушения, связанные с размещением на территории сельского поселения свалки твердых бытовых отходов, ставят под угрозу права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации. Кроме того, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

С учетом изложенного, требования прокурора о понуждении органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированной свалки на территории муниципального образования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает срок исполнения данного решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Искровская волость» о понуждении органа местного самоуправления к ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселенияудовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Искровская волость» в срок до истечения одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии 2,7 км от пересечения автомобильных дорог *** и *** по направлению к д. И*** на съезде с дороги на расстоянии около 15 метров от дорожного полотна, и свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии 3,1 км от пересечения дорог *** и *** на съезде с дороги с правой стороны в 20 метрах от дорожного полотна.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий: О.С. Русакова.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.