Решение суда по заявлению об оспаривании предписаний гос. инспектора по пожарному надзору.



Дело № 2-476/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой О.С.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы сельского поселения «Выскодская волость» Ковалевой Т.И. об оспаривании предписаний государственного инспектора Порховского, Дновского и Дедовичского районов по пожарному надзору М***. № ***, № *** от дд.мм.гг. и № *** от дд.мм.гг.,

У С Т А Н О В И Л :

Глава сельского поселения «Выскодская волость» Ковалева Т.И. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что отделом надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области дд.мм.гг. была проведена внеплановая проверка муниципального образования «Выскодская волость». По итогам проверки были вынесены и вручены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которыми установлено в срок до дд.мм.гг. устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: не приобретена для целей пожаротушения в сельский населенный пункт д. Ф*** переносная пожарная мотопомпа; не приобретена для целей пожаротушения в сельский населенный пункт д. В*** переносная пожарная мотопомпа.

дд.мм.гг. года отделом надзорной деятельности проведана плановая проверка муниципального образования, по итогам которой вынесено и вручено предписание № *** от дд.мм.гг. которым установлено в срок до дд.мм.гг. устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: не приобретена для целей пожаротушения в сельский населенный пункт д. Выскодь переносная пожарная мотопомпа; не приобретена для целей пожаротушения в сельский населенный пункт д. Ф*** переносная пожарная мотопомпа; не приобретена для целей пожаротушения в сельский населенный пункт п. Д*** переносная пожарная мотопомпа.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2005 года « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К первичным мерам пожарной безопасности относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, оснащение зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, зданий и сооружений, в которых размещаются муниципальные предприятия и учреждения, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно ст. ст. 43, 44 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные мотопомпы отнесены к мобильным средствам пожаротушения и используются личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, в связи с чем глава сельского поселения считает требования о приобретении пожарных мотопомп за счет средств бюджета поселения необоснованными.

Кроме того, в соответствии с Законом Псковской области от 19 декабря 2008 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области» (п. 2.2.4 Приложения № 4) расходы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельском поселении включают: расходы на оборудование и обслуживание пожарных водоемов, расходы на опашку населенных пунктов, находящихся в зоне высокой пожарной опасности, расходы на оборудование пожарных щитов. Других расходов на исполнение первичных мер пожарной безопасности в бюджете муниципального образования законом не предусмотрено.

В судебном заседании глава сельского поселения «Выскодская волость» Ковалева Т.И. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Государственный инспектор Порховского, Дновского и Дедовичского районов по пожарному надзору М*** в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем суд рассмотрел дело без его участия.

Оценив доводы заявителя, суд приходит к выводу о том, что требования главы сельского поселения являются обоснованными.

Материалами дела установлено, что распоряжениями начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому, Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области от дд.мм.гг. № ***, № ***, № ***, № *** назначены внеплановые выездные проверки муниципального образования «Выскодская волость» с целью проверки выполнения предписаний соответственно № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг. об устранении выявленных нарушений.

В ходе проведения проверки были выявлены факты не исполнения требований ранее выданных предписаний с составлением соответственно актов проверки № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг..

По результатам проверок вынесены:

- предписание № *** от дд.мм.гг., которым муниципальному образованию «Выскодская волость» установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушение требований пожарной безопасности в виде отсутствия в д. Ф*** переносной пожарной мотопомпы (л.д. 4);

- предписание № *** от дд.мм.гг., которым установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушение требований пожарной безопасности в виде отсутствия в д. В*** переносной пожарной мотопомпы (л.д. 5).

Распоряжением начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому, Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области назначена плановая проверка муниципального образования «Выскодская волость» по результатам которой вынесено предписание № *** от дд.мм.гг., которым в числе прочего муниципальному образованию «Выскодская волость» установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушение требований пожарной безопасности в виде отсутствия переносной пожарной мотопомпы в д. В***, д. Ф*** и п. Д*** (л.д. 6).

В силу ст. 6, 34, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) исполнение требований предписания государственного пожарного надзора обязательно, их неисполнение влечет установленную законом ответственность.

Статьей 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Так же статьей 50 ч. 2 п. 6 Федерального закона № 131 установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности конкретизированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", где в статье 19 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

Классификация пожарной техники в зависимости от назначения и области применения дана в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности. Статьей 42 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:

1) первичные средства пожаротушения;

2) мобильные средства пожаротушения;

3) установки пожаротушения;

4) средства пожарной автоматики;

5) пожарное оборудование;

6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;

7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.

Согласно ст. 43 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания.

В соответствии со статьей 44 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров. К мобильным средствам пожаротушения отнесены в частности пожарные мотопомпы.

Из системного толкования Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 69-ФЗ и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится оснащение территорий населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Оснащение населенных пунктов мобильными средствами пожаротушения, к которым относится переносная пожарная мотопомпа, обязанностью органов местного самоуправления не является.

Таким образом, предписаниями № *** и № *** от дд.мм.гг. и пунктами 1, 2, 3 предписания № *** от дд.мм.гг. на муниципальное образование «Выскодская волость» незаконно возложена обязанность по приобретению мотопомп, в связи с чем суд признает требования главы сельского поселения обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление главы сельского поселения «Выскодская волость» Ковалевой Т.И. об оспаривании предписаний государственного инспектора Порховского, Дновского и Дедовичского районов по пожарному надзору М*** № ***, № *** от дд.мм.гг. и № *** от дд.мм.гг. удовлетворить.

Признать предписания государственного инспектора Порховского, Дновского и Дедовичского районов по пожарному надзору М*** № *** и № *** от дд.мм.гг., пункты 1, 2, 3 предписания № *** от дд.мм.гг. незаконными.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий: О.С. Русакова.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.