Дело № 2-486/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Дно Псковской области дд.мм.гг. Дновский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Русаковой О.С., при секретаре Григорьевой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы сельского поселения «Лукомская волость» И*** об оспаривании предписаний заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области ЛА*** № ***, № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг., У С Т А Н О В И Л : Глава сельского поселения «Лукомская волость» И*** обратилась в суд с названным заявлением, указав, что отделом надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области дд.мм.гг. была проведена внеплановая проверка муниципального образования «Лукомская волость». По итогам проверки были вынесены и вручены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которыми установлено в срок до 01 мая 2012 года: приобрести переносные пожарные мотопомпы в населенные пункты Л***, С***, БЮ***, БТ*** и Н***; установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах Л***, С***, БЮ***, БТ*** и Н***; обеспечить наружное противопожарное водоснабжение в населенных пунктах Н*** и БТ***. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2005 года « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К первичным мерам пожарной безопасности относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, оснащение зданий и сооружений. находящихся в муниципальной собственности, зданий и сооружений, в которых размещаются муниципальные предприятия и учреждения, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ст. ст. 43, 44 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные мотопомпы отнесены к мобильным средствам пожаротушения и используются личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, в связи с чем глава сельского поселения считает требования о приобретении пожарных мотопомп за счет средств бюджета поселения необоснованными. В соответствии с Законом Псковской области от 19 декабря 2008 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области» (п. 2.2.4 Приложения № 4) расходы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельском поселении включают: расходы на оборудование и обслуживание пожарных водоемов, расходы на опашку населенных пунктов, находящихся в зоне высокой пожарной опасности, расходы на оборудование пожарных щитов. Других расходов на осуществление первичных мер пожарной безопасности в бюджете муниципального образования законом не предусмотрено. В проекте бюджета сельского поселения на 2012 год заложено финансирование мероприятий, обеспечивающих первичные меры пожарной безопасности, в размере *** рублей, в выделении дополнительных средств на финансирование данных мероприятий было отказано, в связи с чем выполнить требования предписаний в установленные сроки невозможно. Просит суд признать незаконным пункты предписаний, касающиеся приобретения пожарных мотопомп, срок исполнения пунктов предписаний, касающихся установки звуковой сигнализации и обеспечения наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах перенести на 2013 год. В судебном заседании глава сельского поселения «Лукомская волость» Иванова В.И. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области ЛА*** в судебном заседании с требованиями главы сельского поселения «Лукомская волость» не согласился, пояснил, что согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Согласно п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. Мотопомпа может быть подключена к любому источнику водоснабжения и применена до прибытия пожарной охраны. Норматив прибытия пожарной охраны в сельскую местность составляет 20 минут, за это время без применения такого средства пожаротушения как мотопомпа любой деревянный дом успеет сгореть. Также к первичным мерам пожарной безопасности относится обеспечение оповещения населения о пожаре, в связи с чем требование о приобретении звуковой сигнализации предъявлено обоснованно, устанлвен разумный срок его исполнения. В населенных пунктах Н*** и БТ*** отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, что с учетом возможных последствий срок установленный для его обустройства является оптимальным. Оценив доводы заявителя, суд приходит к выводу о том, что требования главы сельского поселения являются частично обоснованными. Материалами дела установлено, что распоряжениями начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому, Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области от дд.мм.гг. № ***, № ***, № ***, № ***, № *** назначены внеплановые выездные проверки муниципального образования «Лукомская волость» с целью проверки выполнения предписаний соответственно № ***, № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг. об устранении выявленных нарушений. В ходе проведения проверки были выявлены факты не исполнения требований ранее выданных предписаний с составлением соответственно актов проверки № ***, № ***, № *** № ***, № *** от дд.мм.гг.. По результатам проверок вынесены: - предписание № *** от дд.мм.гг., которым муниципальному образованию «Лукомская волость» установлено в срок до 01 мая 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского населенного пункта д. Л***: п. 1 приобрести для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу; п. 2 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны (л.д. 4); - предписание № *** от дд.мм.гг., которым установлено в срок до 01 мая 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского населенного пункта д. БТ***: п. 1 приобрести для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу; п. 2 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны; п. 3 обеспечить наружное противопожарное водоснабжение (л.д. 5); - предписание № *** от дд.мм.гг., которым установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского населенного пункта д. Н***: п. 1 приобрести для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу; п. 2 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны; п. 3 обеспечить наружное противопожарное водоснабжение (л.д. 6); - предписание № *** от дд.мм.гг., которым установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского населенного пункта д. С***: п. 1 приобрести для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу; п. 2 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны (л.д. 7); - предписание № *** от дд.мм.гг., которым установлено в срок до дд.мм.гг. устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории сельского населенного пункта д. Ю***: п. 1 приобрести для целей пожаротушения переносную пожарную мотопомпу; п. 2 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны (л.д. 8). В силу ст. ст. 6, 34, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) исполнение требований предписания государственного пожарного надзора обязательно, их неисполнение влечет установленную законом ответственность. Статьей 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Так же статьей 50 ч. 2 п. 6 Федерального закона № 131 установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности конкретизированы Федеральным законом № 69-ФЗ, где в статье 19 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. Классификация пожарной техники в зависимости от назначения и области применения дана в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности. Статьей 42 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы: 1) первичные средства пожаротушения; 2) мобильные средства пожаротушения; 3) установки пожаротушения; 4) средства пожарной автоматики; 5) пожарное оборудование; 6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре; 7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный); 8) пожарные сигнализация, связь и оповещение. Согласно ст. 43 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы: 1) переносные и передвижные огнетушители; 2) пожарные краны и средства обеспечения их использования; 3) пожарный инвентарь; 4) покрывала для изоляции очага возгорания. В соответствии со статьей 44 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров. К мобильным средствам пожаротушения отнесены в частности пожарные мотопомпы. Из системного толкования Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 69-ФЗ и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится оснащение территорий населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Оснащение населенных пунктов мобильными средствами пожаротушения, к которым относится переносная пожарная мотопомпа, обязанностью органов местного самоуправления не является. Таким образом, предписаниями № ***, № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг. на муниципальное образование «Лукомская волость» незаконно возложена обязанность по приобретению мотопомп, в связи с чем суд признает требования главы сельского поселения в этой части обоснованными. Вместе с тем, оповещение населения о пожаре отнесено Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности к системе первичных мер пожарной безопасности, поэтому возложение на муниципальное образование сельское поселение «Лукомская волость» обязанности оснастить территории населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара является законным. Решением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг. на муниципальное образование «Лукомская волость» возложена обязанность в срок до дд.мм.гг. установить на территориях населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре. В рассмотрении данного дела судом принимали участие представитель муниципального образования сельское поселение «Лукомская волость» - глава сельского поселения И*** и орган государственного пожарного надзора в лице начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области, которыми постановленное судом решение обжаловано не было. Решение вступило в законную силу дд.мм.гг.. Часть 1 статьи 200 ГПК РФ содержит прямой запрет на изменения решения суда после его объявления. При таких обстоятельствах суд находит предписание должностного лица органов государственного пожранного надзора незаконным в части возложения обязанности установить на территориях населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в более ранний срок, чем установлено решением суда. Однако, и требование главы сельского поселения об установлении данного срока до 2013 года также является необоснованным, поскольку направлено на изменение вступившего в законную силу решения суда. В соответствии со ст. 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Из материалов дела следует, что предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в виде отсутствия в д. БТ*** и д. Н*** пожарных водоемов были получены муниципальным образованием дд.мм.гг. с установлением срока исполнения до дд.мм.гг. и дд.мм.гг. – повторно с установлением срока исполнения до дд.мм.гг., то есть общий срок исполнения уже превышает один год. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части продления срока исполнения требования предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности в виде отсутствия наружного противопожарного водоснбжения в д. БТ*** и д. Н***. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление главы сельского поселения «Лукомская волость» И*** об оспаривании предписаний заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области ЛА*** № ***, № ***, № ***, № ***, № *** от дд.мм.гг. удовлетворить частично. Признать незаконными пункт 1 предписания заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области ЛА*** № *** от дд.мм.гг., пункт 1 предписания № *** от дд.мм.гг., пункт 1 предписания № *** от дд.мм.гг., пункт 1 предписания № *** от дд.мм.гг. и пункт 1 предписания № *** от дд.мм.гг.. Признать незаконными пункт 2 предписания заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Порховскому, Дновскому и Дедовичскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области ЛА*** № *** от дд.мм.гг., пункт 2 предписания № *** от дд.мм.гг., пункт 2 предписания № *** от дд.мм.гг., пункт 2 предписания № *** от дд.мм.гг. и пункт 2 предписания № *** от дд.мм.гг. в части установления срока устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в виде отсутствия средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара до 01 мая 2012 года как противоречащего сроку устранения указанного нарушения требований пожарной безопасности, установленному решением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг.. В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг.. Председательствующий: О.С. Русакова. Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.