Решение суда по иску прокурора об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законогдательства, антитеррористической укрепленности.



Дело № 2-41/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дно Псковской области дд.мм.гг.

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой О.С.,

с участием прокурора прокуратуры Дновского района Псковской области Сергеева К.А.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в защиту прав несовершеннолетних к Администрации Дновского района и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, антитеррористической укрепленности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района обратился в суд с названным иском в интересах несовершеннолетних к Администрации Дновского района и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», указав, что в результате проведенной прокуратурой Дновского района проверки установлено, что вокруг территории МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», расположенного по адресу: г. Д***, ул. С***, д. ***, отсутствует ограждение. Обязанность оборудования такого ограждения установлена п. 2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01 апреля 2003 года, согласно которому территория участка учреждения дополнительного образования должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями. Письмом Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» в числе мероприятий по плановой подготовке образовательных учреждений к новому учебному году в части обеспечения антитеррористической безопасности указана установка ограждения по всему периметру образовательного учреждения.

Отсутствие ограждения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении.

Прокурор просил суд обязать Администрацию Дновского района, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» в срок до 01 сентября 2012 года территорию участка МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» оградить забором выстой 1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями.

В судебном заседании прокурор Сергеев К.А. исковые требования изменил и просил обязать Администрацию Дновского района и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» оградить территорию участка МОУ забором, заявленные требования обосновал вышеприведенными доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика от Администрации Дновского района Кондратьева М.В. иск не признала и пояснила, что постановлением Администрации Дновского района от дд.мм.гг. утвержден устав МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» в новой редакции. Уставом определена организационно-правовая форма учреждения дополнительного образования – бюджетное учреждение, в связи с чем Администрация Дновского района ответственности по его обязательствам не несет, поэтому не является по делу надлежащим ответчиком. Кроме того, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» не имеет земельного участка, предназначенного для реализации образовательных программ. Данное здание ранее было занято райкомом КПСС, и приспособлено для нужд учреждения дополнительного образования в 1990-х годах. Земельный участок, занятый зданием, представлен в постоянное (бессрочное) пользование МОУ, и фактически весь застроен. Также установка забора вокруг здания противоречит строительным нормам и правилам, поскольку при этом невозможно обеспечить проезд пожарной техники к соседним жилым и нежилым зданиям.

Представитель ответчика от МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Потапова Л.А. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда и пояснила, что в настоящее время в рамках мероприятий по противодействию экстремисткой деятельности учреждение дополнительного образования оборудовано системой видеонаблюдения. В целях предупреждения террористической угрозы законодательство предусматривает установку ограждений вокруг территорий образовательных учреждений, в частности сведения о наличии либо отсутствии такого ограждения истребуются у нее Государственным управлением образования Псковской области. В конкретной ситуации установка ограждения виде забора затруднена, поскольку представленный МОУ земельный участок практически полностью занят зданием МОУ. Полагала, что требования санитарно-эпидемиологических правил могут быть исполнены путем высадки зеленых насаждений по периметру здания.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно Уставу, утвержденному постановлением Администрации Дновского района от дд.мм.гг. № ***, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» является образовательным учреждением дополнительного образования детей в организационно правой форме – бюджетное учреждение. Его учредителем является муниципальное образование «ДН*** район» в лице Администрации района. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества ответственности по обязательствам учреждения не несет. Юридический и фактический адрес учреждения: г. Д***, ул. С***, д. ***.

Одним из основных видов деятельности учреждения является образовательная деятельность посредством реализации дополнительных образовательных программ следующей направленности: технической, художественно-эстетической, культурологической, спортивно-оздоровительной, художественно-изобразительной, декоративно-прикладного творчества, обучающе-просветительной, школы раннего развития, туризм и краеведение (п. 3.1 Устава).

МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» занимает по указанному адресу двухэтажное здание, 1964 года постройки, общей площадью 563,5 кв. м.

Распоряжением Администрации Дновского района Псковской области от дд.мм.гг. № *** для нужд образования МОУ ДОД «Центр дополнительного образования» предоставлен земельный участок по адресу: г. Д***, ул. С***, д. ***, площадью 366,95 кв. м

Согласно техническому паспорту здания, составленному по состоянию на 2011 года, вся площадь земельного участка застроена.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Дновского района, установлено, что земельный участок МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» не имеет ограждения, что и послужило поводом к предъявлению требования об установке ограждения по всему периметру учреждения в виде забора.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на необходимость противодействия терроризму и требования санитарно-эпидемиологических норм и правил.

В силу статей 3, 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности; императивные нормы об ограждении каких-либо видов земельных участков в Федеральный закон не включены. Конкретные мероприятия, направленные на противодействие экстремистской деятельности, предусматриваются подзаконными нормативными актами.

Согласно п. 2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01 апреля 2003 года, территория участка учреждения дополнительного образования должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Для сравнения, пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Письмо Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» действительно предусматривает в перечне мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году в части обеспечения антитеррористической безопасности установку ограждения по всему периметру образовательного учреждения. Однако, данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, носит организационный характер.

Таким образом, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения способствует пресечению преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Вместе с тем, Федеральным законом такая обязанность на учреждение дополнительного образования, его учредителя не возложена, а подзаконным нормативным правовым актом для учреждений дополнительного образования установлена альтернативная возможность ограждения территории земельного участка зелеными насаждениями.

В соответствии со ст. 12 ч. 2 ГПК РФ судом разъяснены прокурору альтернативные положения п. 2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03, прокурор на заявленных требованиях об установке ограждения участка учреждения дополнительного образования именно в виде забора настаивал.

Кроме того, п. 2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 предусмотрено, что отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках. Согласно п. 2.5 на участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Из кадастровой и технической документации здания и земельного участка следует, что МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» фактически не имеет земельного участка, предназначенного для реализации дополнительных образовательных программ, поскольку площадь предоставленного земельного участка застроена. С двух сторон здания находятся проезды, с одной стороны – улица С*** города Д***, с четвертой – многоквартирный жилой дом на землях городского поселения (л.д. 19-20).

Так же согласно пункту 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники.

Пунктом 3 Приложения № 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820, установлено требование обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. При этом, установлено, что расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Таким образом, установка ограждения по всему периметру учреждения дополнительного образования в виде целостного забора высотой 1,2-1,5 м с учетом расположения здания в районе сложившейся застройки и при фактическом отсутствии территории земельного участка повлечет затруднения для проезда пожарной техники к соседним зданиям и сооружениям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Дновского района к Администрации Дновского района и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, антитеррористической укрепленности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дновский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий: О.С. Русакова.

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.