решение о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарных норм



Дело №2-2913/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Нагдасёва М.Г. с участием прокурора Зинина С.А. при секретаре судебного заседания Листаровой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО-ЖИЛКОМ» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО-ЖИЛКОМ» о понуждении к совершению действий, в частности, об обязании в срок до Дата обезличена разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учётом требований п.п.1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.11), п.п.2.1, 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 года №16, проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона твёрдых бытовых отходов «...», отвечающий требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанный проект. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что при проведении проверки полигона твёрдых бытовых отходов «...», находящегося в ведении ответчика, выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, выразившиеся в отсутствии разработанного в установленном порядке проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона и соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, что приводит к нарушению прав граждан.

В судебном заседании представитель Межрайонного природоохранного прокурора Московской области заявленные требования поддержал, а также пояснил, что не возражает в увеличении срока разработки проекта и подготовки заключения до Дата обезличена.

Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-ЖИЛКОМ» по доверенности в судебном заседании в удовлетворении иска не возражал, просил об увеличении срока разработки проекта и подготовки заключения до ....

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-ЖИЛКОМ» осуществляет реконструкцию и рекультивацию полигона твёрдых бытовых отходов «...», расположенного по адресу: ... (л.д.24-127).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункта 1 статьи 34 Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу положений статьи 39 Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1); юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2).

Согласно пункта 1 статьи 44 Федерального закона здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 52 Федерального закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В силу положений Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (статья 1); индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания (статья 11); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (статья 12).

Согласно п.п.1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН), утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.); в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме; размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны; организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков; проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

В соответствии с положениями Санитарный правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 мая 2001 года №16, полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твёрдых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения (п.2.1.); размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500м (п.3.2.).

В судебном заседании ответчиком не оспаривается факт нарушения требований вышеуказанного законодательства, в частности того, что в установленном законом порядке им не разработан проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона твёрдых бытовых отходов «...», и, соответственно, не получено в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанный проект.

Таким образом, судом установлено, что деятельность ответчика в указанной части противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закреплённое и гарантированное статьёй 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

В части срока разработки проекта и получения соответствующего заключения суд находит законным и обоснованным, отвечающим требованиям исполнимости судебного решения, определить срок разработки и получения указанных документов для ответчика до Дата обезличена, так как установление меньшего срока не позволит ответчику обеспечить разработку проекта, а, следовательно, решение суда будет заранее неисполнимо, что является недопустимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, ст.ст.12,309 ГК РФ, ст.11,34,39,44,52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1,11,12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-ЖИЛКОМ» в срок до Дата обезличена разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учётом требований п.п.1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.11), п.п.2.1, 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 года №16, проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона твёрдых бытовых отходов «...», отвечающий требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанный проект.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение десяти дней.

Судья

Дмитровского городского суда М.Г. Нагдасёв

Деперсонификация персональных данных произведена помощником судьи

Дмитровского городского суда: Ф.И.О. ____________________

Лингвистический контроль произведен помощником судьи Дмитровского городского суда: Ф.И.О. ____________________

«СОГЛАСОВАНО» «____»_____________ 2010 г.

Разместить на официальном сайте

Дмитровского городского суда

Московской области в сети Интернет

Судья Дмитровского городского суда ________________ М. Г. Нагдасёв