Дело №2-3806/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Нагдасёва М.Г. с участием прокурора Платкова М.Р. при секретаре судебного заседания Корбут С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Облнерудпром» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Облнерудпром» о понуждении к совершению действий, в частности, об обязании привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработав в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учётом требований п.п.1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.3, 7.1.11), проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны карьера «Подгорненский», отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <данные изъяты> или его заместителя на указанный проект. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ответчик осуществляет деятельность по добыче общераспространённых полезных ископаемых на карьере «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> км на запад от железнодорожной станции «<данные изъяты>», кв.33 выделы 1,3,5,6,7,13,14,15,19,22,23,24 и кв.41 выделы 2,4,5,7,8,10,11,12,13,14,18,19,20 <данные изъяты> филиала-лесничества ФГУ «<данные изъяты>»; при проведении проверки установлено, что ответчик допускает нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, - осуществляет деятельность без проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны карьера «<данные изъяты>», что приводит к нарушению прав граждан.
В судебном заседании представитель Межрайонного природоохранного прокурора Московской области заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Облнерудпром» в судебном заседании в удовлетворении иска не возражал, а также пояснил, что работа по разработке проекта начата, представил в суд соответствующий договор.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв, в котором полагал требования прокурора не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что осуществляемая ответчиком деятельность относится к 4 классу опасности, в связи с чем разработка проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны не требуется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Облнерудпром» осуществляет деятельность по добыче общераспространённых полезных ископаемых – добыча песчано-гравийного материала на карьере «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> км на запад от железнодорожной станции «<данные изъяты>», кв.33 выделы 1,3,5,6,7,13,14,15,19,22,23,24 и кв.41 выделы 2,4,5,7,8,10,11,12,13,14,18,19,20 <данные изъяты> филиала-лесничества ФГУ «<данные изъяты>» (л.д.18-66).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункта 1 статьи 34 Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений статьи 39 Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1); юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2).
Согласно пункта 1 статьи 44 Федерального закона здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 52 Федерального закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В силу положений Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (статья 1); индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания (статья 11); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (статья 12).
Согласно п.п.1.2, 1.4, 1.5, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН), утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.); в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме; размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны; организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков; проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В соответствии с положениями п.7.1.3 вышеуказанного СанПиН, для карьеров нерудных стройматериалов устанавливается санитарно-защитная зона размером 500 метров, то есть предприятия, осуществляющие данный вид деятельности, отнесены ко II классу опасности.
В судебном заседании ответчиком не оспаривается факт нарушения требований вышеуказанного законодательства, в частности того, что в установленном законом порядке им не разработан проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны карьера «<данные изъяты>».
Таким образом, судом установлено, что деятельность ответчика в указанной части противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закреплённое и гарантированное статьёй 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
В части позиции третьего лица, то суд находит её не основанной на законе, так как вид деятельности, осуществляемой ответчиком, не относится к IV классу опасности, что достоверно установлено в судебном заседании и подтверждается в том числе и санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным третьим лицом ответчику, в котором указано, что деятельность ответчика относится ко II классу опасности (л.д.106-108).
На основании изложенного, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, ст.ст.12,309 ГК РФ, ст.11,34,39,44,52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1,11,12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Облнерудпром» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработав в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учётом требований п.п.1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.3, 7.1.11), проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны карьера «<данные изъяты>», отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <данные изъяты> или его заместителя на указанный проект.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение десяти дней.
Судья
Дмитровского городского суда М.Г. Нагдасёв