РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Нагдасёва М.Г. при секретаре судебного заседания Адаменко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Брайнина А.Ф. о признании незаконными решений Территориального отдела по Дмитровскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области и обязании внести сведения о виде разрешённого использования и категории земель в государственный кадастр недвижимости при постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт,
У С Т А Н О В И Л:
Брайнин А.Ф. обратился в суд с заявлениями о признании незаконными решений Территориального отдела по Дмитровскому району УФАКОН по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешённого использования и категории земель в отношении земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, а также обязании при постановке на государственный кадастровый учёт указанных земельных участков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешённого использования и категории земель в отношении данных земельных участков на основании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что обратился в Территориальный отдел по Дмитровскому району УФАКОН по Московской области с заявлениями о постановке земельный участков, право аренды на которые он оформляет, на государственный кадастровый учёт; решения Отдела в такой постановке отказано, при это одним из оснований отказа является то, что в разделы межевого плана внесены сведения о виде разрешённого использования и категории земельного участка, тогда как представленные копии актов органа местного самоуправления не содержат решения об изменении (установлении) категории земель и виде разрешённого использования земельных участков в соответствии с требованиями градостроительного законодательства; с данным отказом в указанной части он не согласен, так как представленные им документы свидетельствовали о разрешённом виде использования – для производственных целей, а также категории земельных участков – земли населённых пунктов.
В судебном заседании Брайнин А.Ф. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Территориального отдела по Дмитровскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по доверенности – Колов И.А. в судебном заседании в удовлетворении заявлений возражал, ссылаясь на то, что заявителем в Отдел представлены постановления Главы Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П «Об утверждении акта выбора земельного участка Брайнину А.Ф. для производственных целей по адресу: <адрес>», которые не содержат сведений, необходимых в соответствии с требованиями действующего законодательства и свидетельствующих об установлении категории земельного участка и вида разрешённого использования, в связи с чем, с учётом других имевшихся нарушений, Отделом вынесены решения об отказе в постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт.
Представитель заинтересованного лица – администрации Дмитровского муниципального района Московской области по доверенности Бутовецкий А.И. в судебном заседании полагал требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме, ссылаясь на то, что постановления Главы Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П «Об утверждении акта выбора земельного участка Брайнину А.Ф. для производственных целей по адресу: <адрес>» являются документами, позволяющими при постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков внести сведения об установленной категории земельного участка и виде разрешённого использования, так как это не противоречит требованиям закона и прямо подтверждается в письме Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд, выслушав заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, находит заявления не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что постановлениями Главы Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П «Об утверждении акта выбора земельного участка Брайнину А.Ф. для производственных целей по адресу: <адрес>» утверждены акты № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ выбора земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. Брайнину А.Ф. для производственных целей, земельные участки расположены по адресу: <адрес> согласно приложениям к актам выбора земельных участков, а также указано на то, что основная категория земельных участков – земли населенных пунктов (л.д.8,25). Из информации Отдела архитектуры и градостроительства администрации Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения графических материалов по выбору земельных участков определена категория земельных участков – земли населенных пунктов (л.д.11,28).
Брайнин А.Ф. обратился в Территориальный отдел по Дмитровскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее Отдел) с заявлениями о постановке указанных земельных участков на государственный кадастровый учёт, по результатам рассмотрения его обращений вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д.9,26). В решениях об отказе имеются ссылки на то, что при проверке представленных заявителем материалов Отделом установлено: в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. – границы участка не согласованы со всеми заинтересованными лицами, а также то, что в разделы межевого плана внесены сведения о виде разрешённого использования и категории земельного участка при том, что представленные копии актов органов местного самоуправления не содержат решения органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земель и вида разрешённого использования земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства (документы о результатах публичных слушаний) (л.д.9); в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. – границы участка не согласованы со всеми заинтересованными лицами, в нарушение п.85 Приказа в графе «способ и дата извещения» акта согласования местоположения границы земельного участка не указаны способ и дата вручения извещения, в графе «подпись и дата» акта согласования местоположения границы земельного участка не указана дата проведения согласования, а также то, что в разделы межевого плана внесены сведения о виде разрешённого использования и категории земельного участка при том, что представленные копии актов органов местного самоуправления не содержат решения органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земель и вида разрешённого использования земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства (документы о результатах публичных слушаний) (л.д.26).
В соответствии с положениями подпунктов 8 и 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
В силу положений пунктов 57 и 58 «Требования к подготовке межевого плана» - Приложение № к Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям ГКН о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав Приложения); вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и виде разрешенного использования в силу положений части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1); в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (пункт 4); отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (пункт 6); сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 7).
Таким образом, принятие нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определённой категории необходимо во всех случаях, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, при этом вышеуказанным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ установлено, что фактически такой акт издаётся в порядке, предусмотренном для перевода земельного участка из одной категории в другую, а анализ положений статьей 2, 3, 4, 5 и 15 данного закона позволяет сделать вывод о возможности отнесения к землям определённой категории только сформированного земельного участка, которым является земельный участок, в установленном законом порядке прошедший государственный кадастровый учёт (в случае образования земельного участка из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как в отношении иных земельных участков вышеуказанные вопросы урегулированы статьёй 11.2. Земельного кодекса РФ).
Из представленных в суд доказательств следует, что заявителем в Отдел представлены документы в отношении двух земельных участков, которые образованы из земель, находящихся в муниципальной собственности, при этом данные участки ранее на кадастровом учёте не находились, а правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на указанные земельные участки отсутствовали, то есть имела место первичная постановка земельных участков на государственный кадастровый учёт в связи с их образованием для дальнейшего оформления прав заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах, документом, позволяющим внести сведения о категории земельного участка в сведения государственного кадастрового учёта, является только нормативный правовой акт, принятый в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В судебном заседании заявитель и представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области ссылаются на то, что такими документами являются постановления Главы Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № и № «Об утверждении акта выбора земельного участка Брайнину А.Ф. для производственных целей по адресу: <адрес>».
Вместе с тем, суд не принимает указанные доводы, так как данные постановления приняты в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П регулируют иные вопросы и связаны с другим предметом – предварительным согласованием места размещения объекта и утверждением акта выбора земельного участка, а указание в них на основную категорию земельных участков – земли населённых пунктов, не свидетельствует о том, что данная категория установлена в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», так как постановления в указанной части не носят нормативный характер, а фактически перечисляют характеристики земельных участков, в то время как нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к определённой категории должен быть принят в установленном порядке и содержать сведения, определённые Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ.
В силу положений части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вопросы, связанные с видами разрешённого использования земельных участков, урегулированы положениями ст.37-39 Градостроительного кодекса РФ, которые также должны соблюдаться.
Из указанных положений следует, что первичным в данном случае является установление категории земельного участка, так как вид разрешенного использования непосредственно связан и зависит от категории земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учётом вышеуказанных положений, в силу которых суд не установил факта отнесения формируемых земельных участков к конкретной категории в порядке, предусмотренном законом, не имеется оснований и для вывода о соблюдении порядка определения вида разрешённого использования земельных участков как для производственных целей.
В данном случае суд учитывает, что представитель администрации Дмитровского муниципального района <адрес> не отрицает то, что в настоящее время в муниципальном образовании не утверждены генеральные планы поселений, схема территориального планирования муниципального района, что также влияет на возможность отнесения земельных участков к определённой категории и установлении вида разрешённого использования.
Суд также принимает во внимание, что из анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» следует, что заявитель вправе поставить земельные участки на государственный кадастровый учёт, в том числе и без указания категории земельного участка и вида разрешенного использования, в связи с чем Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и предусмотрена обязанность внесения сведения о категории в течение 30 дней бесплатно по заявлению правообладателя (п.7 ст.14).
Вместе с тем, в случае указания в межевом плане сведений о категории земельного участка и виде разрешённого использования, в орган кадастрового учёта должны быть представлены документы, принятые в установленном законом порядке и подтверждающие обоснованность указания в межевом плане таких сведений, тогда как представленные заинтересованному лицу постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и №-П таковыми не являются.
В связи с тем, что в настоящем случае судом не установлено факта представления в Территориальный отдел по Дмитровскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области соответствующих документов об отнесении земельных участков к определённой категории и установлении вида разрешённого использования, заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.7,14,22,27,38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст.14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст.7 Земельного кодекса РФ, ст.ст.37-39 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.245-249,254-258,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявлений Брайнина А.Ф. о признании незаконными решений Территориального отдела по Дмитровскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области и обязании внести сведения о виде разрешённого использования и категории земель в государственный кадастр недвижимости при постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение десяти дней.
Судья
Дмитровского городского суда М.Г. Нагдасёв