Дело № 2- 3237\11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года г. Дмитров Дмитровский городской суд Московской области в составе: судьи Хорьковой Л.А., с участием адвоката Моцакова В.А., при секретаре судебного заседания Мазур У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова В.А. к Администрации Якотского сельского поселения по Дмитровскому муниципальному району, о признании распоряжения незаконным, Установил : Кузнецов В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение территориального органа Администрации Дмитровского муниципального района Администрации Якотского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка площадью 0,3 га из земель Якотского сельского округа в <адрес>» в части изъятии в фонд запаса земель Якотского сельского округа земельный участок площадью 3000 кв.м., предоставленный гр. Кузнецову В.А. для ведения личного подсобного хозяйства, указав, что данное распоряжение вынесено в нарушение ст. 53 ЗК РФ, а также такой компетенции у территориального органа Администрации Дмитровского района – администрации Якотского сельского округа не имелось В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал, полагает что указанное заявление подлежит рассмотрению в порядке гл. 25 ГПК РФ. Представитель Администрации Якотского сельского поселения возражает в удовлетворении заявления, поскольку заявитель сам отказался от указанного земельного участка. Заинтересованное лицо- представитель администрации Дмитровского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие, заявление не поддерживает, представил письменный отзыв, просит применить срок исковой давности оспариваемого распоряжения. Выслушав стороны, исследовав все материалы дела, суд полагает заявление Кузнецова В.А. удовлетворить. В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Якотской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок площадью 0,30 га в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. (л.д.9). На основании указанного постановления истцу было выдано свидетельство о праве собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства в пожизненное наследуемое владение.. Согласно указанного свидетельства истец зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок, при этом поставив на кадастровый учет спорный земельный участок без установления границ, как ранее учтенный (л.д.11). До настоящего времени указанное право собственности ни кем не оспорено. Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, что о нарушенном праве собственности ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ, также пояснил, что какого либо заявления об отказе от земельного участка он не писал, с принятым распоряжением его ни кто не знакомил. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. (ст. 56, ГК РФ ). При этом ч. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", устанавливает, что распоряжение государственными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время может рассматриваться вопрос не о праве на земельные участки, а о полномочиях органов исполнительной власти, которыми являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и администрация Дмитровского района. Ответчик указывает, что оспариваемое распоряжение главы администрации сельского округа издано в нарушении ст. 53 ЗК РФ и Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.04.96 N 38-ФЗ, от 26.11.96 N 141-ФЗ, от 17.03.97 N 55-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и нарушает прав заявителя. В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Как указано в п. 1 ст. 45 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ. В силу п. 2 ст. 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Вследствие отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (абз. 1 п. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). В соответствии с п. 1 ст. 53 Земельного кодекса и ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, в данном случае, несмотря на приобретение правового режима бесхозяйной вещи, земельный участок не перестает быть объектом правоотношения собственности. В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение. Согласно норме части 1 статьи 7 Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом в систему муниципальных правовых актов входят, в частности, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 43). Необходимо также учитывать, что согласно нормам части 3 статьи 34 и статьи 44 Федерального закона структура и порядок формирования органов местного самоуправления, в том числе образуемых в соответствии с Федеральным законом (часть 2 статьи 34) в обязательном порядке, определяются уставом муниципального образования. В связи с этим положения пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона не ограничивают перечень органов местного самоуправления, которые вправе принимать муниципальные правовые акты, а также не исключают возможность принятия муниципальных правовых актов, как главой муниципального образования, так и местной администрацией. Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Уставом Дмитровского муниципального района, утвержденным решением совета Депутатов Дмитровского района Московской области ДД.ММ.ГГГГ № в состав территории Дмитровского муниципального района вошло муниципальное образование сельское поселение Якотское, однако полномочиями по принятию подобных распоряжений на изъятие земельных участков указанное поселение также не наделены. Исходя из вышеуказанных норм права, Администрация сельского поселения Якотское (ранее - территориальный орган Администрации Дмитровского муниципального района- Администрация Якотского сельского округа не представили доказательств о его полномочии по принятию указанного распоряжения об изъятии земельного участка. Оспариваемое распоряжение издано в нарушение нормы закона, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, указанный земельный участок изъят незаконно. Указанные действия по изъятию земельного участка осуществлены в нарушение пункта 3 ст. 129 и пункта 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что распоряжение землей осуществляется в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле и если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности на тот период принадлежали и до настоящего времени принадлежат Администрации Дмитровского муниципального района. При указанных обстоятельствах глава сельского округа Якотского сельского поселения не вправе был распоряжаться спорным земельным участком, так как он не имеет на это полномочий. Поскольку оспариваемый акт органа местного самоуправления издан с превышением полномочий главы сельского округа нарушает права заявителя, также не основаны на законе и подлежат признанию недействительным. Доводы заинтересованных лиц о пропуске заявителем срока исковой давности, установленного ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, лицо в его интересах, другие лица, когда закон предоставляет право им на такое обращение. Заявителю предоставлено право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, поскольку о нарушенном праве он узнал в ДД.ММ.ГГГГ, а иных опровергающих доводов пропуска срока заинтересованными лицами не предоставлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 11,44,45, 53, ЗК РФ, Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.04.96 N 38-ФЗ, от 26.11.96 N 141-ФЗ, от 17.03.97 N 55-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 56. 57, ст. 193-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Кузнецова В.А. к Администрации Якотского сельского поселения по Дмитровскому муниципальному району, о признании распоряжения незаконным - удовлетворить. Признать незаконным и отменить распоряжение территориального органа Администрации Дмитровского района Московской области Администрации Якотского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка площадью 0,3 га из земель Якотского сельского округа в <адрес>» в части изъятии в фонд запаса земель Якотского сельского округа земельный участок площадью 3000 кв.м., предоставленный гр. Кузнецову В.А. для ведения личного подсобного хозяйства. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней через Дмитровский городской суд. Судья: