Гражданское дело № 2-87/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Дмитриев 22 апреля 2011 года Дмитриевский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Петрушина В.П., помощника прокурора Дмитриевского района Курской области - Баева Р.В., при секретаре Шавшине С.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Дмитриевского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок и понуждении Администрации к принятию мер по их ликвидации. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в муниципальном образовании «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области выявлены нарушения муниципальным образованием экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Вблизи населенного пункта - <адрес> МО «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, вдоль автомобильной дороги <адрес>, обнаружены две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, на территории, которая для этого не предназначена и по мнению заявителя может вызвать эпидемию различных инфекционных заболеваний населения. Уставом МО «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района организация и вывоз бытовых отходов, мусора отнесена к вопросам местного значения. В судебном заседании помощник прокурора Баев Р.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Представитель Администрации МО «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве требования прокурора признал и указал, что в ближайшее время свалки бытовых отходов будут ликвидированы по мере поступления денежных средств в бюджет сельсовета. Представитель заинтересованного лица – ТО Управления Роспотребнадзора по Курской области в г. Железногорске, Железногорском, Дмитриевском, Хомутовском, Фатежском, Поныровском и Золотухинском районах в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора Баева Р.В., исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды, является земля. Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарт РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Согласно п.3.2 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», веденных в действие на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 года № 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с п.1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов ( хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 14, 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из акта осмотра территории МО «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области от 08.04.2011 года и приложенной к нему фототаблицы ( л.д. 7-10), а также объяснения Главы МО «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района "О" ( л.д.14) следует, что на территории МО «Новопершинский сельсовет» образованы две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: одна в 30 метрах от населенного пункта - <адрес> и 70 метрах слева от автомобильной дороги «<данные изъяты>», вторая – на расстоянии 1 километра от АЗС <адрес> Дмитриевского района Курской области и 100 метрах справа от автомобильной дороги «<данные изъяты>». Оценивая письменные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд признает их достоверными и допустимыми, поскольку они согласуются между собой, с объяснениями заявителя, правильно отображают обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Указанные доказательства свидетельствуют о том, что Администрация муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области при выявлении несанкционированного размещения свалок бытовых отходов обязана была выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, загрязненную бытовыми отходами. Данный факт противоречит требованиям Конституции РФ, подтверждает несоблюдение действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254 – 258, 194 – 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Требования прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории МО «Новопершинский сельсовет», одна из которых находится на расстоянии 30 метров от жилых домов <адрес> Дмитриевского района Курской области и 70 метров слева от автомобильной дороги «<данные изъяты>»; вторая – на расстоянии 1 километра от АЗС в <адрес> Дмитриевского района Курской области и 100 метров справа от автомобильной дороги «<данные изъяты>». Обязать Администрацию муниципального образования «Новопершинский сельсовет» Дмитриевского района Курской области в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры к ликвидации указанных несанкционированных свалок. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Председательствующий судья В.П. Петрушин