Решение по гражданскому делу по иску Иваныкиной О.Н. к Ливинцеву С.Н. о взыскании материального ущерба, убытков, компенсации морального вреда, причиненных преступлением



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года г.Дмитриев

Дмитриевский районный суд Курской области в составе :

председательствующей судьи Гончаровой Л.М.,

при секретаре Корчагиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иваныкиной О.Н. к Ливинцеву С.Н.

о взыскании материального ущерба, убытков и компенсации морального вреда, причинённых преступлением,

третье лицо, не заявляющее

самостоятельных требований

относительно предмета спора,

на стороне истца –

Иваныкин Г.В.

УСТАНОВИЛ:

Иваныкина О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Ливинцеву С.Н. о взыскании материального ущерба, убытков и компенсации морального вреда, причинённых преступлением.

Свои требования мотивировала тем, что **** примерно в 5 часов Ливинцев С.Н., в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения РФ в состоянии алкогольного опьянения управлял технически исправным личным автомобилем марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак со скоростью 100 км/час по автодороге «Фатеж- Дмитриев» Курской области из +++ в +++ Дмитриевского района Курской области.

В нарушение п. 2.1.2. Правил дорожного движения РФ Ливинцев С.Н. перевозил в салоне своего автомобиля пассажиров Ю. которая не была пристёгнута ремнем безопасности, и З.

На 45 км автодороги Ливинцев С.Н. в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, самонадеянно и безосновательно рассчитывая на свои навыки вождения, не выбрал скорость автомобиля, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля над управлением транспортным средством, выехал с проезжей части на правую обочину, не предприняв мер к снижению скорости автомобиля (вплоть до его остановки), и допустил опрокидывание автомобиля в кювет. В результате произошедшего дорожно- транспортного происшествия дочери истицы – Ю.. были причинены многочисленные телесные повреждения, от которых она скончалась на месте.

Смерть Ю. наступила в результате сочетанной травмы грудной клетки и живота, спинальной травмы, осложнившихся травматическим шоком. Компоненты указанной травмы в совокупности, а не изолированно друг от друга как составляющие единого патофизического процесса и патоморфологического комплекса были квалифицированы как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Также Ю. были причинены телесные повреждения в виде травм шеи и головы, отнесенные к телесным повреждениям, причинившим лёгкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья, а телесные повреждения в виде кровоподтёка и ссадины на шее не причинили вреда здоровью.

Наступление смерти Ю. находится в прямой причинной связи с нарушением водителем Ливинцевым С.Н. п.п. 2.1.2., 2.7, 10.1, 10.3 Правил дорожного движения РФ.

Вина ответчика в совершении дорожно- транспортного происшествия подтверждается приговором суда от 21 января 2011 года по уголовному делу по обвинению Ливинцева С.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации ( УК РФ).

Она, истица, понесла расходы, связанные с погребением дочери в размере 78848, 88 ( семьдесят восемь тысяч восемьсот сорок восемь рублей восемьдесят восемь копеек), о чём имеются кассовые и товарные чеки.

Вместе с тем, ей причинен моральный вред - физические и нравственные страдания, связанные с потерей близкого и родного человека, который она оценивает в 1000000 ( один миллион) рублей.

Однако, Ливинцев С.Н. после произошедшего дорожно- транспортного происшествия не совершил каких – либо действий, направленных на заглаживание причинённого вреда, а поэтому истица Иваныкина О.Н. просила суд взыскать с него указанные выше материальный ущерб, компенсацию морального вреда, а также расходы, связанные с оплатой юридической помощи по составлению искового заявления – 1500 рублей.

В судебное заседание истица Иваныкина О.Н. не явилась, направив письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела по заявленному иску без её участия, на исковых требованиях настаивала.

Ответчик Ливинцев С.Н. в судебное заседание не явился, отбывает наказание по приговору Дмитриевского районного суда Курской области от 21 января 2011 года в <данные изъяты>). О дне, времени, месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Иваныкин Г.В. направил суду письменное ходатайство о рассмотрении иска Иваныкиной О.Н. без его участия в судебном заседании. Вместе с тем, в заявлении указал, что он был признан потерпевшим по уголовному делу по обвинению Ливинцева С.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ, так как доводился отцом Ю. погибшей в дорожно – транспортном происшествии. По приговору суда с Ливинцева С.Н. в его пользу взыскана денежная компенсация морального вреда 200000 (двести тысяч) рублей.Исковые требования о взыскании с Ливинцева С.Н. материального ущерба и убытков, связанных с похоронами дочери, заявлять не намерен.В то же время полагал, что иск Иваныкиной О.Н. - матери покойной, подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. ч.1, 3 ст. 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также требования разумности и справедливости. Кроме того, суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

Судом установлено: на основании приговора Дмитриевского районного суда Курской области от 21 января 2011 года, вступившего в законную силу, Ливинцев С.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, Правил дорожного движения РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В результате дорожно- транспортного происшествия, произошедшего по вине Ливинцева С.Н., погибла Ю.., <данные изъяты>, доводившаяся дочерью Иваныкиной О.Н. и Иваныкину Г.В. Эти обстоятельства подтверждаются помимо указанного приговора, Свидетельством о рождении погибшей , а также Свидетельством о её смерти

Из материалов уголовного дела явствует, что с Ливинцева С.Н. в пользу потерпевшего Иваныкина Г.В. (отца погибшей) взыскана в счёт возмещения морального вреда сумма 200000 ( двести тысяч) рублей. Иск о взыскании с Ливинцева С.Н. материального ущерба и убытков, связанных с похоронами дочери, Иваныкин Г.В. не заявлял.

Вместе с тем, истица Иваныкина О.Н. обратилась в суд с иском к Ливенцеву С.Н. и просила суд взыскать в её пользу денежную компенсацию морального вреда, в размере 1000000 ( один миллион) рублей, поскольку ей причинены нравственные страдания ( переживания) в связи с утратой близкого родственника – дочери, а также материальный ущерб и убытки, понесенные по случаю погребения дочери в размере 78848, 88 ( семьдесят восемь тысяч восемьсот сорок восемь рублей восемьдесят восемь копеек), о чём представила суду кассовые и товарные чеки.

Оценивая в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд делает вывод : требование о взыскании компенсации морального вреда истцом заявлены в связи с тем, что лично ей были причинены нравственные ( физические) страдания, выразившиеся в фактически невосполнимой утрате – смерти близкого человека.

Нравственные страдания (переживания) причинены родителям Иваныкиной О.Н. и Иваныкину Г.В. в результате действий ответчика, управлявшего автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, допустившего нарушения Правил дорожного движения РФ, повлекших по неосторожности смерть их дочери. В то же время суд с учётом принципа разумности и справедливости считает правильным снизить компенсацию морального вреда, заявленную истцом, до 200000 ( двухсот тысяч) рублей.

При взыскании денежной компенсации морального вреда в таком размере суд учитывает правила, предусмотренные ст.ст. 151,1099, 1101 ГК РФ, степень родства погибшей, доводившейся истице дочерью, её молодой возраст, нравственные страдания и переживания Иваныкиной О.Н. с наступлением тяжких последствий, а также материальное положение причинителя вреда – Ливинцева С.Н., который женат, имеет малолетнего сына, **** года рождения.

Иск в части взыскания с Ливинцева С.Н. материального ущерба и понесенных убытков нашёл своё подтверждение в судебном заседании в общей сумме 74363, 84 (семьдесят четыре тысячи триста шестьдесят три рубля восемьдесят четыре копейки) рублей, из них 72863, 84 рублей – оплата услуг и товаров, связанных с погребением Ю. 1500 рублей - оплата расходов по подготовке искового заявления, о чём свидетельствуют приобщенные к иску товарные, кассовые чеки, квитанции.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд считает необходимым взыскать с Ливинцева С.Н. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района пропорционально удовлетворённой части исковых требований в размере -2431 ( две тысячи четыреста тридцать один) рублей, поскольку истец в силу п. 4 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Иваныкиной О.Н. к Ливинцеву С.Н. о взыскании материального ущерба, убытков и компенсации морального вреда, причинённых преступлением, удовлетворить частично.

Взыскать с Ливинцева С.Н. в пользу Иваныкиной О.Н. :

денежную компенсацию морального вреда в размере 200000 (двести тысяч) рублей,

материальный ущерб, убытки, в общей сумме 74363, 84 (семьдесят четыре тысячи

триста шестьдесят три рубля восемьдесят четыре копейки) рублей, в том числе

72863, 84 рублей – расходы по оплате услуг и товаров, связанных с погребением

Ю., 1500 рублей судебные расходы по составлению искового

заявления.

Взыскать с Ливинцева С.Н. в доход бюджета муниципального района госпошлину

в размере -2431 ( две тысячи четыреста тридцать один) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.М. Гончарова