о признании бездействия муниципального образования незаконным



Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дмитриев 08 ноября 2010 года

Дмитриевский районный суд Курской области в составе:

Председательствующего судьи Мацько О.В.,

с участием помощника прокурора Дмитриевского района Курской области Баева Р.В.,

представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Метелицы Н.А., действующего на основании доверенности, выданной 08 ноября 2010 года,

при секретаре Рыжаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дмитриевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования <адрес> <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильной дороги местного значения. Так, в границах населенного пункта по <адрес> в нарушение требований Правил Дорожного движения РФ, ГОСТа Р 50597-93 и ГОСТа Р 52289-2004 не имеется дорожной разметки на искусственных неровностях (лежачих полицейских), расположенных напротив домов и ; искусственная неровность (лежачий полицейский) напротив <адрес> не оборудована дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия». Указанные нарушения были выявлены при проведенной 26 октября 2010 года совместной проверки прокуратуры Дмитриевского района Курской области и ОГИБДД по <адрес> о соблюдении требований законодательства о безопасности дорожного движения. Из Устава муниципального образования <адрес> <адрес> следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов сельсовета. Полномочиями по решению данных вопросов наделена администрация муниципального образования. Данные нормы обязательны для соблюдения их органом местного значения, которым является администрация муниципального образования. Таким образом, администрацией муниципального образования <адрес> <адрес> не выполняются требования действующего законодательства: Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта. Бездействие администрации муниципального образования создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья. Поэтому просит признать бездействия администрации муниципального образования <адрес> незаконными и обязать принять меры к надлежащему содержанию автомобильной дороги.

В судебном заседании помощник прокурора Дмитриевского района Курской области Баев Р.В. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город <адрес>; обязать нанести дорожную разметку на искусственные неровности (лежачий полицейский), расположенные напротив домов и по <адрес>; обязать оборудовать искусственную неровность, расположенную напротив <адрес>, дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия».

Представитель администрации муниципального образования <адрес> Метелица А.Н. в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что имеются указанные в заявлении нарушения и не возражал против удовлетворения заявленных прокурором Дмитриевского района Курской области требований.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора Дмитриевского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно все составляющие дорожной деятельности – проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог – являются логическим продолжением указанного полномочия.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 23.07.2010 года) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог – содержания, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Разделами 1, 3, 5, 8 Приложения 1 к Правилам дорожного движения РФ предусмотрены предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки особых предписаний, знаки дополнительной информации (таблички). Разделом 1 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ предусмотрена горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи, и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Государственным стандартом «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 52289-2004» установлено, что дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность» устанавливается перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости. Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью свыше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. Названный знак с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности. Знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.

Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. Разметку 1.25 применяют для обозначения искусственной неровности, предназначенной для принудительного снижения скорости. Разметку наносят в начале и в конце неровности на наклонном участке. Если искусственная неровность имеет ширину, недостаточную для нанесения разметки на ее поверхности, разметку наносят на проезжую часть с двух сторон от неровности.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования <адрес> <адрес> к вопросам местного значения относится организация городского дорожного строительства и содержания дорог местного значения в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования <адрес> <адрес> городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес> и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из акта проверки и приложенной к нему фототаблицы от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Дмитриевского района Курской области совместно с ОГИБДД по <адрес> проводилась проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что напротив домов и по <адрес> на покрытии дороги имеются искусственные неровности (лежачие полицейские), которые не имеют горизонтальной разметки. Кроме того, искусственная неровность (лежачий полицейский, расположенная напротив <адрес>, не оборудована дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия». Наличие указанных нарушений содержится и в информации начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> Полухина С.Н.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства относятся бездействия, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что бездействия администрации муниципального образования <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город <адрес>, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.

На основании изложенного заявление прокурора Дмитриевского района Курской области подлежит удовлетворению. Администрацию муниципального образования <адрес> <адрес> следует обязать нанести дорожную разметку на искусственные неровности (лежачий полицейский), расположенные напротив домов и по <адрес>; а также обязать оборудовать искусственную неровность, расположенную напротив <адрес>, дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия».

Поскольку указанные действия могут быть совершены только администрацией города <адрес>, суду, в соответствии с ч.3 ст.258 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город <адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> <адрес> нанести дорожную разметку на искусственные неровности (лежачий полицейский), расположенные напротив домов и по <адрес>; оборудовать искусственную неровность, расположенную напротив <адрес>, дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия».

Обязать администрации муниципального образования <адрес> сообщить об исполнении решения суда в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд Курской области в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться 11 ноября 2010 года.

Председательствующий: О.В. Мацько