Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дмитриев 17 мая 2012 года
Дмитриевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Лагутина В.И.,
с участием прокурора Дмитриевского района Курской области Перепелицы В.П.,
представителя администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Николайчука А.В., действующего на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шведовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дмитриевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в Дмитриевский районный суд Курской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления установлено, что органом местного самоуправления МО «<адрес>» <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Нарушение выразилось в том, что на территории муниципального образования, на участке местности, расположенном вблизи перекрестка улиц <адрес> <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится в непосредственной близости от жилых домов, относится к землям муниципального образования.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года и п.п. № ч. № ст. № Устава МО «<адрес>» <адрес> к вопросам местного значения поселения относится организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города, а также сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории.
Администрация муниципального образования «<адрес>» при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.
В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Кроме того, эксплуатация вышеуказанной свалки твердых бытовых отходов существенно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку в данной местности и может вызвать эпидемию различных инфекционных заболеваний населения.
В судебном заседании прокурор Дмитриевского района Курской области Перепелица В.П. заявление поддержал и просил признать бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес> незаконным; обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной вблизи перекрестка <адрес> <адрес>.
Представитель МО «<адрес>» <адрес> Николайчук А.В. в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что вблизи перекрестка <адрес> имеется несанкционированная свалка, и не возражал против удовлетворения заявленных прокурором <адрес> требований.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя МО «<адрес>» <адрес> Николайчука А.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора Дмитриевского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Как следует из акта осмотра территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, фототаблицы и схемы к нему от ДД.ММ.ГГГГ, на территории МО «<адрес>» <адрес>, вблизи перекрестка улиц <адрес> находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
О наличии указанной свалки администрация муниципального образования была осведомлена, что следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и объяснения представителя администрации муниципального образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. № 80 введены в действие санитарно эпидемиологические Правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03». В соответствии с п. 3.2. Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п. 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не допускается сброс отходов производства и потребления на почву.
В судебном заседании было установлено и не отрицалось представителем МО «<адрес>», что территория, на которой располагается несанкционированная свалка, для складирования отходов не предназначена, специально для этого не оборудована, находится вблизи перекрестка улиц <адрес>
В соответствии с п. 1.2 Сан ПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных пунктов должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.
Согласно п. № ч. № ст. № Устава МО «<адрес>» <адрес> к вопросам местного значения сельсовета относится организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города, а также сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства относятся бездействия, в результате которых нарушены права и свободы граждан.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что несанкционированное размещение свалки бытовых отходов вблизи перекрестка улиц <адрес> <адрес> свидетельствует о том, что администрация муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. Поэтому суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес> нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В свою очередь чрезвычайная ситуация может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании изложенного заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. Администрацию МО «<адрес>» <адрес> следует обязать принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной вблизи перекрестка улиц <адрес> <адрес>.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только администрацией МО «<адрес>» <адрес>, суду, в соответствии с ч.3 ст.258 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, следует установить месячный срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение месяца принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной вблизи перекрестка улиц <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.И.Лагутин