Решение о признании бездействия Администрации муниципального образования незаконным



Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дмитриев                                    14 мая 2012 года

Дмитриевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Лагутина В.И.,

с участием прокурора Дмитриевского района Курской области Перепелицы В.П.,

представителя администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> - главы сельсовета Никольникова Ю.Е., удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> Маслова В.И., удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Шведовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дмитриевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в Дмитриевский районный суд Курской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> и о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, мотивируя его тем, что в ходе произведенной проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления установлено нарушение органом местного самоуправления МО «<адрес> сельсовет» <адрес> требований действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Нарушение выразилось в том, что на территории муниципального образования, на участке местности, расположенном на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится в непосредственной близости от жилых домов, относится к землям муниципального образования.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года и п. 19 ч. 1 ст. 3 Устава МО «<адрес> сельсовет» <адрес> к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории. Администрация муниципального образования «<адрес> сельсовет» при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.

В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Кроме того, эксплуатация вышеуказанной свалки твердых бытовых отходов существенно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку в данной местности и может вызвать эпидемию различных инфекционных заболеваний населения.

В судебном заседании прокурор Дмитриевского района Курской области Перепелица В.П. заявление поддержал и просил признать бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> незаконным; обязать администрацию МО «<адрес> сельсовет» <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес> ООШ» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес>.

Представитель МО «<адрес> сельсовет» <адрес> Никольников Ю.Е. в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что вблизи <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес> имеется несанкционированная свалка, и не возражал против удовлетворения заявленных прокурором <адрес> требований.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> Маслов В.И. в судебном заседании полагал, что требования прокурора <адрес> являются законными и обоснованными, просил их удовлетворить.

Выслушав прокурора, представителя МО «<адрес> сельсовет» <адрес> Никольникова Ю.Е., представителя ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> Маслова В.И., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора Дмитриевского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как следует из акта осмотра территории муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес>, фототаблицы и схемы к нему от ДД.ММ.ГГГГ, на территории МО «<адрес> сельсовет» <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес> находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. О наличии указанной свалки администрация муниципального образования была осведомлена, что следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и объяснения представителя администрации муниципального образования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. № 80 введены в действие санитарно эпидемиологические Правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03». В соответствии с п. 3.2. Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Согласно п. 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не допускается сброс отходов производства и потребления на почву.

В судебном заседании было установлено, что территория, на которой располагается несанкционированная свалка, для складирования отходов не предназначена, специально для этого не оборудована, находится на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес>.

В соответствии с п. 1.2 Сан ПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных пунктов должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 3 Устава МО «<адрес> сельсовет» <адрес> к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства относятся бездействия, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес> свидетельствует о том, что администрация муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. Поэтому суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В свою очередь чрезвычайная ситуация может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На основании изложенного заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. Администрацию МО «<адрес> сельсовет» <адрес> следует обязать принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на расстоянии 400 метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов <адрес>.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только администрацией МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, суду, в соответствии с ч.3 ст.258 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, следует установить срок в один месяц, в течение которого решение должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> в течение месяца принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на расстоянии <данные изъяты> метров от здания МКОУ «<адрес>» и <данные изъяты> метров от жилых домов села <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                     В.И.Лагутин