решение о возлождении обязанности по предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1221/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Дивногорского городского суда Красноярского края Мальченко А.А.

с участием помощника прокурора Саломатовой Н.В.,

лица, в чьих интересах заявлен иск, ФИО2,

представителя ответчика - администрации <адрес>- Гришиной А.Б.,

представителя опеки и попечительства Циулиной З.П.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации МО <адрес> и Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

Установил:

Прокурор <адрес> обратился в интересах ФИО2 в суд с иском к администрации МО <адрес> и Министерству образования и науки <адрес> о предоставлении вне очереди изолированного благоустроенного жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее № кв. м. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств краевого бюджета.

Свое исковое заявление прокурор мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам проверки установлено, что ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать была лишена родительских прав решением Дивногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 определена на полное государственное обеспечение.

До настоящего времени ФИО2 жилым помещением не обеспечена, что, по мнению прокурора, является существенным нарушением действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.

Кроме того, прокурор, ссылаясь на положения нормативных актов <адрес>, утверждает, что обязанность по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, возложена на МО администрацию <адрес> и Министерство образования и науки <адрес>, приобретение такого жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Таким образом, прокурор <адрес>, выступая в защиту интересов ФИО2, просит обязать администрацию <адрес> и Министерство образования и науки <адрес> предоставить вне очереди ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств краевого бюджета изолированное благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> общей площадью не менее 15 кв. м..

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Саломатова Н.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании лицо, в чьих интересах заявлен иск – ФИО2 просила требования удовлетворить в полном объеме, пояснила, что документы в орган опеки и попечительства представляла своевременно.

Вместе с тем ФИО2 показала, что неоднократно уезжала из <адрес> и проживала в другом городе, в связи с чем у нее не было возможности собрать все необходимые документы в срок.

Представитель администрации <адрес> Гришина А.Б. исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что в соответствии с законодательством <адрес> предусмотрен порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не имеют жилого помещения.

Данный порядок предусмотрен ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предусмотрено, что для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, не ранее, чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения возраста двадцати трех лет представляется пакет документов в органы местного самоуправления.

Представитель администрации <адрес> показала, что ФИО2 предоставила документы и ДД.ММ.ГГГГ они были отправлены в Министерство образования и науки <адрес>, после рассмотрения которых пришел ответ об отказе в предоставлении ФИО2 жилого помещения.

Таким образом, со стороны администрации <адрес> нет нарушений интересов ФИО2, все документы по мере представления их ФИО2 были отправлены в Министерство образования и науки <адрес>.

Кроме того, по мнению представителя ответчика, основанием для отказа в удовлетворении иска является то, что администрация <адрес> не располагает денежными средствами краевого бюджета, а за счет средств местного бюджета не может приобрести жилое помещение для ФИО2.

Представитель третьего лица – орган опеки и попечительства администрации МО <адрес> – Циулина З.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска прокурора.

Представитель органа опеки показала, что ФИО2 отказали в предоставлении жилого помещения по ее вине, так как ею документы были предоставлены не своевременно.

Для сбора всех необходимых документов на ФИО2 во все учебные заведения, в которых она проходила обучение, были направлены соответствующие запросы за период с момента ее проживания и обучения в <адрес> интернате по ДД.ММ.ГГГГ год, когда она состояла на регистрации по адресу: <адрес> комната № без предоставления жилого помещения.

Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> также показала, что в формировании пакета документов необходимо было участие самой ФИО2, которая не проявляла активного содействия, а напротив, замедляла процесс сбора, так как постоянно уезжала из города, проживала в <адрес>.

Документы на ФИО2 были направлены в Министерство образования и науки <адрес> с опозданием лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижению заявителем предельного возраста № лет. Кроме того, был представлен не полный пакет документов.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес>, в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, просил дело рассмотреть без его участия, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, заявление рассмотрено в его отсутствие.

Согласно представленному отзыву, Министерство образования и науки <адрес> исковые требования Прокурора <адрес> в интересах ФИО2 о предоставлении ей вне очереди жилого помещения на территории <адрес> не признает в полном объеме.

Свои возражения ответчик мотивирует тем, что в рассматриваемом деле права ФИО2 не нарушены, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью – не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, дополнительные гарантии на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и являются их расходным обязательством.

В <адрес> предусмотрены условия, выполнение которых предшествует возникновению обязанности у органов исполнительной власти края по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Обязанность Министерства по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет возникнет лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий.

Только несоблюдение соответствующими органами предусмотренной процедуры может расцениваться как нарушение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья.

ФИО2 с заявлением о постановке ее на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, с соответствующим заявлением лично не обращалась.

К настоящему времени ФИО2 достигла возраста № лет, в связи с чем поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не представляется возможным, поскольку и федеральное законодательство и законодательство <адрес> закрепляет условия для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа: предельный срок достижения указанными лицами возраста двадцати трех лет и отсутствие жилого помещения.

В соответствии с существующим порядком приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Таким образом, Министерство, в отличие от органов местного самоуправления, не наделено полномочиями предоставлять жилые помещения по договору социального найма, размером – не ниже социальной нормы.

Заслушав мнение помощника прокурора <адрес>, представителя администрации <адрес>, представителя органа опеки и попечительства администрации <адрес>, исследовав представленные суду материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Прокурора <адрес> не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В <адрес> предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, регулируется <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № и ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения».

Согласно приложению № к вышеназванному ФИО1 края, Министерство образования и науки <адрес> осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории <адрес>, с учетом даты рождения и даты представления документов.

Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения двадцати трехлетия необходимо представить документы, предусмотренные Приложением № к ФИО1 губернатора края.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством образования и науки <адрес> с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Отказ в принятии гражданина на учет допускается в случаях, если не представлены необходимые документы или представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете.

Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденному ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серии № №.

В справке из книги записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указано в графе родители: мать - ФИО8, отец – ФИО9.

Согласно выписке из решения <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, ФИО2 и ФИО10 направлены в государственное детское образовательное учреждение.

Справкой о смерти, выданной <данные изъяты> городским отделом ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается факт смерти ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной в деле справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 проживала вместе с детьми ФИО2, ФИО10 по адресу: <адрес>

В материалах дела представлена справка <данные изъяты> школы-интерната, согласно которой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно являлась воспитанницей <данные изъяты> школы-интерната и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, вышеуказанный факт нашел свое отражение в аттестате об основном общем образовании на имя ФИО2 о том, что она в № году окончила школу-интернат поселка <адрес>.

Свидетельством № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт того, что ФИО2 состоит на временном регистрационном учете по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется ответ на запрос Прокурора <адрес>, представленный Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> <адрес> отдел, в соответствии с которым указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о правах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Кроме того, в соответствии с ответом на запрос <адрес> производственного участка <адрес> отделения Филиала ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес>, установлено, что по данным <адрес> архива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории МО <адрес>, за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрировано.

В деле представлен ответ Министерства образования и науки <адрес> Прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого установлено, что согласно решению краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в постановке на учет в министерстве в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с достижением ею № возраста.

Отказывая в удовлетворении требований суд, исходит из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Ответчик – муниципальное образование Администрация <адрес> не располагает денежными средствами краевого бюджета, за счет которых органы местного самоуправления могут приобрести жилые помещения в собственность для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В действиях ответчика – администрации <адрес> суд не усматривает нарушений прав ФИО2.

На Министерство образования и науки <адрес> возложена обязанность по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, а также возложена обязанность по постановке на учет указанных лиц при условии наличия у них законных оснований для получения жилого помещения, при этом принимается во внимание дата представления документов, не позднее, чем за год до достижения предельного возраста обращения с таким заявлением и отсутствие жилого помещения.

Таким образом, ответчиком – Министерством науки и образования <адрес>, с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, было принято решение об отказе ФИО2 в предоставлении жилого помещения по основанию, предусмотренному законом – достижение заявителем предельного возраста – № лет.

Иной порядок получения жилого помещения детьми сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа законом не предусмотрен.

Более того, Министерство науки и образования <адрес> не наделено полномочиями предоставлять жилые помещения по договору социального найма.

В порядке ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Законных оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2 о возложении на администрацию <адрес> и Министерство образования и науки <адрес> предоставить вне очереди ФИО2 за счет средств краевого бюджета жилое помещение на территории <адрес>, суд не усматривает, а других исковых требований не заявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил:

В удовлетворении исковых требованиях прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации МО <адрес> и Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности по предоставлению вне очереди ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств краевого бюджета изолированного благоустроенного жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее № кв. м. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд.

Судья /Мальченко А.А./