О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1150/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Дивногорский городской суд <адрес> в городе Дивногорске в составе:

председательствующего – судьи Вишняковой С.А.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора <адрес> Бурляевой К.Ю.,

лица, в интересах которого заявлен иск - Воронина А.М.,

представителя ответчика – администрации <адрес> Прикатова А.Г., действующего на основании доверенности №-пр от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица - органа опеки и попечительства отдела по образованию администрации <адрес> – Циулиной З.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре – Гервек Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Воронина А.М., Ворониной О.М. к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> и третьему лицу -органу опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> о предоставлении за счет средств бюджета <адрес> на территории <адрес> изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>, действуя в интересах Воронина А.М., Ворониной О.М., обратился в суд с иском к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> и третьему лицу - органу опеки и попечительства отдела образования Администрации <адрес> о предоставлении за счет средств бюджета <адрес> изолированного благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории <адрес>, мотивируя свои требования тем, что Воронин А.М. и Воронина О.М. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Воронин А.М. и Воронина О.М. закончили обучение в образовательных государственных учреждениях, состоят на учете в качестве лиц, нуждающихся в получении жилья, но до сегодняшнего дня жилье им не предоставлено.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил обязать администрацию <адрес> предоставить Воронину А.М., Ворониной О.М. за счет средств краевого бюджета на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение вне очереди, размером не ниже 15 квадратных метров общей площади по изложенным в первоначальном исковом заявлении основаниям.

Прокурор Бурляева К.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Лицо, в интересах которого заявлен иск, Воронин А.М. исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме, а также пояснил, что в настоящее время жилым помещением ни он, ни его сестра – Воронина О.М. не обеспечены. Он не имеет регистрации по месту жительства, что негативным образом отражается на возможности реализации его конституционных прав, вынужден снимать квартиру.

Лицо, в интересах которого заявлен иск, - Воронина О.М., надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, что в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным.

Представитель ответчика администрации <адрес> Прикатов А.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признал в полном объеме по основаниям, изложенном в письменном отзыве, представленном в материалы дела.

Из письменного отзыва представителя администрации <адрес> на исковое заявление следует, в № Воронин А.М. и Воронина О.М. были поставлены на учет в Министерстве образования и науки <адрес>, в связи с чем, права и законные интересы Воронина А.М. и Ворониной О.М. нарушены не были, так как со стороны администрации <адрес> был сформирован пакет документов, необходимый для постановки на учет, а Министерство образования и науки <адрес> включило Воронина А.М., Воронину О.М. в список лиц, нуждающихся в получении жилья.

Представитель ответчика – Министерства науки и образования <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным.

Из письменного отзыва, представленного в материалы дела представителем Министерства образования и науки <адрес>, следует, что исковые требования прокурора <адрес> образования и науки <адрес> не признает, так как Воронин А.М. и Воронина О.М. ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на учет в Министерство образования и науки <адрес>, то есть свои обязанности в отношении Воронина А.М. и Ворониной О.М. Министерство образования и науки выполнило. При таких обстоятельствах, Министерство образования и науки <адрес> не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Денежные средства на приобретение жилья Воронину А.М., Ворониной О.М. будут выделены в № году. Таким образом, отсутствует предмет спора – нарушенное право, которое требует судебной защиты.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации <адрес> Циулина З.П. исковые требования прокурора <адрес> поддержала по изложенным основаниям.

Выслушав мнение прокурора, лица, в интересах которого заявлен иск, представителя ответчика, представителя третьего лица – органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Наряду с этим, в силу ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе в установленном порядке, обратиться в суд с иском в защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 названного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа вышеуказанного возраста.

Из абз.2 ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» следует, что порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, устанавливается губернатором Красноярского края.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Красноярского края № 1 от 15.01.2008 года, агентство образования Администрации Красноярского края реорганизовано путем преобразования в Министерство образования и науки Красноярского края.

В силу п.3.22 Постановления Красноярского края от 14.08.2008 года № 42-п обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, возложена на Министерство образования и науки Красноярского края.

Согласно Порядку учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденного Указом губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.

Кроме того, в Положении о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с выше названным Указом губернатора Красноярского края жилое помещение приобретается за счет средств краевого бюджета главным распорядителем бюджетных средств – главным управлением образования администрации Красноярского края на основании правового акта Совета администрации края о распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам. Приобретение жилого помещения за счет средств краевого бюджета осуществляется по месту жительства, которое ребенок имел на время утраты родительского попечения.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 и постановлением администрации г. Дивногорска от 14.04.2010 года № 22-п «Об исполнении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнять государственные полномочия, уполномочены отдел городского хозяйства и жилищной политики и отдел образования администрации города Дивногорска.

В судебном заседании установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО7 отобраны и переданы на воспитание органам опеки и попечительства двое ее несовершеннолетних детей – Воронин А.М., № г.р. и Воронина О.М., №.

Согласно свидетельству о смерти №-БА № 324110, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения об отце детей внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Данные обстоятельства следуют из справки о рождении, выданной руководителем органа записи актов гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что Воронин А.М., Воронина О.М. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Воронин А.М. в № году окончил обучение в <данные изъяты>, а Воронина О.М. ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в <данные изъяты>.

В судебном заседании также установлено, что Воронин А.М. и Воронина О.М. жилого помещения не имеют, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация» и уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Дивногорского отдела.

Из справки администрации <адрес> следует, что Воронин А.М., Воронина О.М. поставлены на учет для получения жилья за № и №.

Согласно справке Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/н, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ Воронин А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Воронина О.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлены на учет в Министерстве для предоставления жилого помещения.

Судом достоверно установлено, что Воронин А.М., Воронина О.М. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, состоят на учете в администрации <адрес>, а также поставлены на учет в Министерстве образования и науки <адрес>, но жилым помещением до сегодняшнего дня не обеспечены.

Кроме того, суд учитывает, что на момент обращения прокурора <адрес> в суд с иском Воронин А.М. закончил обучение в <данные изъяты> а Воронина О.М. ДД.ММ.ГГГГ окончила «<данные изъяты>

По смыслу закона, обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, возникает у органов исполнительной власти по месту жительства указанных категорий граждан, с наступлением определенных обстоятельств, в том числе и с окончанием пребывания в общеобразовательном учреждении.

Следовательно, обязанность по предоставлению Воронину А.М., Ворониной О.М. жилого помещения возникла у органов исполнительной власти по месту их жительства – на территории <адрес>, у администрации <адрес>, после окончания Ворониным А.М., Ворониной О.М. учебных заведений.

Суд не может согласиться с позицией ответчиков - администрации <адрес> и Министерства образования и науки <адрес> о том, что право Воронина А.М., Ворониной О.М. не нарушено, так как они в настоящее время поставлены на учет в Министерство образования и науки <адрес>, а значит, предмет спора в данном случае отсутствует, поскольку права Воронина А.М., Ворониной О.М. не нарушены.

По смыслу закона, постановка лица на учет в Министерстве образования и науки <адрес> для предоставления жилого помещения, не означает выполнение обязанности по предоставлению жилого помещения, а является лишь соблюдением предусмотренной законодателем обязательной процедуры. Такая обязанность, по мнению суда, считается выполненной с момента предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа жилого помещения, соответствующего установленным социальным нормам.

Следовательно, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поскольку обязанность по обеспечению и предоставлению жилого помещения для такой категории как Воронин А.М., Воронина О.М. (дети, оставшиеся без попечения родителей) возложена соответственно на Министерство образования и науки <адрес> и администрацию <адрес>, то требования прокурора <адрес> законны и обоснованы.

В соответствии с п. 1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П социальная норма – норма предоставления установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В связи с тем, что площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленного в месте приобретения жилого помещения, то размер изолированного жилого помещения предоставляемого вне очереди Воронину А.М., Ворониной О.М. должен быть не ниже установленных социальных норм.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах Воронина А.М., Ворониной О.М. к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> и третьему лицу - органу опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> о предоставлении за счет средств бюджета <адрес> на территории <адрес> изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах Воронина А.М., Ворониной О.М. к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> и третьему лицу - органу опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> о предоставлении за счет средств бюджета <адрес> на территории <адрес> изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди – удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Воронину А. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., изолированное благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, вне очереди за счет средств бюджета <адрес> в соответствии с установленными социальными нормами.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Ворониной О. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., изолированное благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, вне очереди за счет средств бюджета <адрес> в соответствии с установленными социальными нормами.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья