Дело № 2-240/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Дивногорского городского суда Красноярского края Мальченко А.А. с участием представителя истца Рыковой Л.Б., представителя администрации г. Дивногорска Кудашовой С.В., представителя отдела образования Циулиной З.П., при секретаре Смаиловой Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к администрации МО <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, Установил: ФИО11 обратилась в суд с иском к администрации МО <адрес> и отделу образования администрации <адрес> о предоставлении ей жилой площади в соответствии с законодательством, в случае невозможности предоставления жилого помещения вне очереди приобрести ей жилье. Кроме того, истица просит взыскать с ответчиков в ее пользу арендную плату в размере 77.000 рублей, денежные средства в размере 529 рублей 75 копеек на изготовление справок, компенсацию морального вреда в размере 50.000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3.000 рублей, на оформление доверенности – в размере 800 рублей. В ходе судебного разбирательства представитель истицы ФИО11 – Рыкова Л.Б., действующая на основании доверенности, отказалась от исковых требований в части взыскания в пользу истицы с ответчиков арендной платы в размере 77.000 рублей, денежных средств за изготовление справок в размере 529 рублей 75 копеек, компенсации морального вреда в размере 50.000 рублей, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 3.000 рублей, на оформление доверенности – в размере 800 рублей. Отказ от части требований принят судом определением от ДД.ММ.ГГГГ. Свое исковое заявление истица мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> городского народного суда <адрес> ее с братом и сестрой отобрали у матери ФИО4 и передали на воспитание государственным органам опеки и попечительства. В соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, истицу направили в государственное образовательное учреждение. В ДД.ММ.ГГГГ году умерли родители истицы. В настоящее время истица ФИО11 (добрачная фамилия ФИО14) со своим мужем и малолетней дочерью проживают на съемных квартирах в <адрес>, не имея собственного жилья. В ДД.ММ.ГГГГ году истица обращалась в отдел образования администрации <адрес> с заявлением о предоставлении жилья, в связи с этим ее поставили в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение внеочередного жилого помещения в отделе опеки и попечительства, под № №. Спустя некоторое время в отделе образования администрации <адрес> истица узнала, что в списке не состоит и ей необходимо собрать новые документы для постановки на учет. В связи с этим истица обратилась в суд с иском к администрации <адрес> и отделу образования администрации <адрес>, в котором просит предоставить ей жилую площадь в соответствии с законодательством, в случае невозможности предоставления жилого помещения вне очереди, приобрести ей жилье. Истица ФИО11 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы ФИО11 – Рыкова Л.Б. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году вместе с истицей обращались в отдел образования, где им ничего не сообщили об изменении порядка предоставления жилья, о внесении изменений в закон № 159-ФЗ, выдали лишь перечень документов, которые необходимо собрать. Рыкова Л.Б. дополнила, что в настоящее время документы для постановки на учет истицей ФИО11 почти собраны, кроме справки о родителях, справки из БТИ. Представитель истицы не отрицала, что в администрацию города предоставила неполный пакет документов, необходимых для постановки на учет, при этом настаивала на удовлетворении исковых требований. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. ФИО5 исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что как такового спора о праве нет, поскольку право истицы на получение жилого помещения из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривается, имеются все основания для предоставления жилья. Вместе с тем, представитель администрации показала, что истицей не совершены определенные ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ действия, необходимые для получения жилья, не представлены все необходимые документы. Кудашова С.В. дополнила, что в соответствии с действующим законодательством Министерство образования и науки <адрес> осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до <данные изъяты> лет, не имеющих жилого помещения, принимает решение о предоставлении жилья таким лицам с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений. Таким образом, финансирование на приобретение жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета. В связи с этим обязанность администрации <адрес> по предоставлению истице жилого помещения возникнет только после предоставления ею пакета документов и принятия Министерством образования и науки <адрес> решения о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот, не имеющего жилого помещения. Представитель ответчика утверждала, что истицей не реализовано предусмотренное законом право, гарантирующее ей получение жилого помещения, истице необходимо собрать соответствующие документы и встать на учет в Министерстве образования и науки <адрес>. Представитель отдела образования администрации <адрес> – Циулина З.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году истице ФИО11 и ее представителю Рыковой Л.Б. было разъяснено о том, что изменился порядок предоставления жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей. Истице был предоставлен перечень документов, которые необходимо было собрать для постановки на учет. Представитель отдела образования показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году Рыковой Л.Б. был предоставлен неполный пакет документов на истицу, что не соответствовало требованиям, предусмотренным ФИО1 Губернатора, в связи с этим ее не могли поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время ФИО11 имеет право на постановку на учет на получение жилого помещения, вместе с тем в Министерство образования и науки <адрес> с таким заявлением не обращалась. Циулина З.П. заключила, что обязанность по сбору и предоставлению всех документов лежит на самом заявителе. Представитель третьего лица - Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, исковое заявление рассмотрено в его отсутствие. От третьего лица в суд поступил отзыв, согласно которому Министерство образования и науки <адрес> возражает против удовлетворения исковых требований ФИО11. Свои возражения ответчик мотивирует тем, что в рассматриваемом деле права ФИО11 не нарушены, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В <адрес> предусмотрены условия, выполнение которых предшествует возникновению обязанности у органов исполнительной власти края по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Обязанность Министерства по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до <данные изъяты> лет возникнет лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № Только несоблюдение соответствующими органами предусмотренной процедуры может расцениваться, как нарушение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья. ФИО11 с заявлением о постановке ее на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения не обращалась. Право на обращение с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, сохраняется за ФИО11 до достижения ею возраста <данные изъяты> лет и не оспаривается. Из имеющихся в деле документов, у истицы считается недоказанным отсутствие закрепленного за ней жилого помещения на момент утраты родительского попечения и на настоящее время, что должно быть подтверждено соответствующей справкой Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, а также филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>. Оснований для удовлетворения иска, по мнению представителя третьего лица, нет. Заслушав мнение представителя истицы, представителя администрации <адрес>, представителя отдела образования администрации <адрес>, исследовав представленные суду материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО11 – неподлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. В силу статьи 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В <адрес> предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения регулируется <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № и ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения». Согласно приложению № к вышеназванному ФИО1 края, Министерство образования и науки <адрес> осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до <данные изъяты> лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории <адрес>, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из их числа в возрасте до <данные изъяты> лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения двадцатитрехлетия, необходимо представить документы, предусмотренные Приложением № к ФИО1 <адрес>. В подпункте «д» пункта 2 Приложения № к ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-уг предусмотрено, что для постановки на учет должны быть представлены в том числе документы, содержащие сведения о жилом помещении, в котором ребенок проживал на момент утраты родительского попечения. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством образования и науки <адрес> с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Отказ в принятии гражданина на учет допускается в случаях, если не представлены необходимые документы или представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете. Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденному ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, в графе родители указаны: мать – ФИО4, отец – ФИО8. Согласно решению Дивногорского городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО4 ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 направлена в государственное образовательное учреждение. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетней ФИО2 назначен опекун ФИО9. Свидетельством серии № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт смерти отца ФИО2 - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО2 – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № №. Справка комитета образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает факт того, что ФИО2 находилась в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение внеочередного жилого помещения в отделе опеки и попечительства под № 7. Письмо заместителя Главы города по оперативному управлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъясняет ФИО2 о том, что она не состоит в очереди на получение жилья, в связи с непредоставлением заявления до 2005 года о постановке на учет. В соответствии со свидетельством о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 и ФИО2 вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ с присвоением жене фамилии ФИО10. Из представленных в деле справок администрации Успенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 и ФИО10 жилье по договору социального найма на территории Успенского сельсовета не предоставлялось. Справка от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что Заозерновское отделение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> сообщает, что по данным архива отделения право собственности на объект недвижимости за ФИО10 не зарегистрировано, в приватизации он не участвовал. Вышеуказанный факт находит свое подтверждение в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес> отдела от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок, отсутствуют сведения о правах ФИО11 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> отделение ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> сообщает, что по данным архива отделения право собственности на объекты недвижимости, расположенные в <адрес> и <адрес> края, за ФИО11 до ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. В материалах дела представлен ответ на судебный запрос Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено, что ФИО11 с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении в Министерство не обращалась. Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходит из следующих обстоятельств. В порядке ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В заявленных истицей требованиях суд не усматривает спора о праве или нарушения прав истицы, ее законных интересов. Законом предусмотрен определенный порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством, истица имеет право встать на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения, что представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалось. Вместе с тем, истицей не соблюдены условия, выполнение которых предшествует возникновению у органов исполнительной власти обязанности по предоставлению жилого помещения, а именно предоставление всех предусмотренных законом документов для постановки на учет. Как установлено в судебном заседании, в представленном истицей пакете документов отсутствуют документы, содержащие сведения о жилом помещении, в котором ребенок проживал на момент утраты родительского попечения, что в суде представителем истицы не отрицалось. Кроме того, достоверно установлено, что ФИО11 в Министерство образования и науки <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась, соответственно ее право на приобретение жилья не было реализовано. Истицей не выполнена предусмотренная законом процедура постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, при соблюдении которой истица сможет реализовать свое право на получение жилого помещения. Суд не может принять во внимание довод представителя истицы о том, что администрацией <адрес> и отделом образования администрации <адрес> нарушены права ФИО11, выразившееся в непредоставлении истице жилого помещения. В действиях администрации <адрес> суд не усматривает нарушений прав ФИО11, так как она с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся до ДД.ММ.ГГГГ года не обращалась, в администрацию <адрес> полный пакет документов, необходимых для принятия решения о постановке ее на учет, не предоставила. В соответствии с действующим законодательством на Министерство образования и науки <адрес> возложена обязанность по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Министерство образования и науки <адрес> с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, принимает решение по постановке на учет указанных лиц при условии наличия у них законных оснований для получения жилого помещения. Со стороны администрации <адрес> обязанность по предоставлению жилого помещения возникает после выполнения заявителем последовательно совершенных необходимых действий, предусмотренных законом, то есть предоставления всех предусмотренных ФИО1 <адрес> документов и, в случае принятия Министерством образования и науки <адрес> решения о постановке заявителя на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Иной порядок получения жилого помещения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, законом не предусмотрен. Истица ФИО11 с заявлением о постановке ее на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, не обращалась, все необходимые документы не предоставила. Необходимые документы не были предоставлены истицей и в суд, что не отрицалось ее представителем, право на изменение либо уточнение исковых требований было разъяснено представителю истицы, но она им не воспользовалась. В связи с этим право ФИО11 на обращение с заявлением о постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилое помещение, сохраняется до достижения ею возраста <данные изъяты> лет. Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований истицы и возложения обязанности на администрацию <адрес> предоставить ей жилое помещение вне очереди. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требованиях ФИО11 к администрации МО <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещения – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня его принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд. Судья /Мальченко А.А./