Дело № 2-393/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 августа 2011 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего – судьи Боровковой Л.В., с участием представителя истца ФИО2, действующего по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – ФБУ «<данные изъяты> Орловского А.М., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – администрации г.Дивногорска – Прикатова А.Г., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Родькиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ФИО3, ФБУ <данные изъяты>, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, -ФИО10 администрации г.Дивногорска, МУП «ФИО11» о выделении в натуре доли в праве общедолевой собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок и возложении обязанности по постановке его на кадастровый учет, УСТАНОВИЛ: ФИО7 обратилась в суд с иском к ФГУ ФИО14, администрации г.Дивногорска, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО3 о выделении в натуре принадлежащей ей ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., в виде земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. согласно межевому плану, признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., возложении на ФГУ ФИО14 обязанности по постановке на кадастровый учет указанного земельного участка, мотивируя свои требования тем, что она является собственником ? в праве общедолевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В силу ст.252 ГК РФ со вторым сособственником указанного земельного участка ФИО3 пришли к соглашению о выделении долей в натуре, для чего обратились в подрядную организацию для раздела земельного участка и постановке его на кадастровый учет. После изготовления межевого плана он был передан в ФГУ ФИО14 для постановки земельных участков на кадастровый учет. Однако в постановке земельного участка на кадастровый учет ей было отказано в связи с пересечением образованных земельных участков границ муниципального образования г.Дивногорск. Полагает отказ необоснованным, поскольку преобразуемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2007 году и не пересекал границ муниципального образования, которые, по словам специалиста отдела и учета контроля ФГУ ФИО14, определились в 2011 году. Таким образом, в результате действий ответчиков по формированию границ муниципального образования ограничено ее право пользования земельным участком, так как без постановки на кадастровый учет она не может зарегистрировать право собственности на выделенный земельный участок и распорядиться им. Истец ФИО7, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил выделить в натуре принадлежащую истцу ? долю в праве общедолевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м. согласно межевому плану, признать на него право собственности и обязать ФГУ ФИО14 поставить его на кадастровый учет, привлечь в качестве ответчика ФИО3, администрацию г.Дивногорска – в качестве третьего лица, кроме того, пояснил, что указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2007 году, он не пересекал границы муниципального образования, при обращении в 2011 году с заявлением о постановке выделенной ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка в натуре ФИО7 было отказано в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на пересечение границ МО, чем нарушены права собственника земельного участка по распоряжению им. Ответчик ФИО3 исковые требования признал. Представитель ответчика - ФБУ ФИО15 (после переименования в соответствии с Приказом Росреестра № П/200 от 31.05.2011 года) Орловский А.М. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с п.5 ч.3 ст.27 ФЗ № 221- ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта. При нанесении границ формируемых земельных участков с кадастровыми номерами № и № с местоположением в <адрес>, на кадастровую карту выявлено, что земельные участки пересекают границу муниципального образования г.Дивногорск, в связи с чем решение об отказе в осуществлении кадастрового учета было вынесено законно. Кроме того, пояснил, что в соответствии со ст.9 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о границах муниципального образования г.Дивногорск, установленных в соответствии с Законом Красноярского края от 26.03.2009 года, полученные в порядке информационного взаимодействия из Управления ФИО16. При этом орган кадастрового учета не имеет полномочий по отказу во внесении сведений о границах МО, а также по изменению границ земельных участков в связи с их пересечением. В 2010 году ФИО22 был уведомлен кадастровым органом о наличии проблем с границами г.Дивногорска, на что был дан ответ об отсутствии генерального плана г.Дивногорска и возможности уточнения границ муниципального образования после утверждения генерального плана застройки без указания сроков выполнения этих работ. Также пояснил, что представленные межевые планы, изготовленные по заказу истца, являются условными, на основании них невозможно поставить земельные участки на кадастровый учет, поскольку они пересекают границы муниципального образования г.Дивногорск. Представитель ответчика ФБУ ФИО15 ФИО5 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, пояснил, что на основании Закона Красноярского края, поступившего из ФИО17 вместе с картографическими материалами в электронном виде, границы МО г.Дивногорск были поставлены на кадастровый учет. При этом на основании письма Министерства экономического развития РФ орган кадастрового учета не вправе отказать во внесении поправок в случае выявления пересечения с границами земельных участков, стоящих на кадастровом учете, в этом случае он должен уведомить орган, направивший информацию, о наличии таких пересечений. ДД.ММ.ГГГГ ими было направлено письмо в администрацию г.Дивногорска, где они указали на несоответствие границы МО г.Дивногорска, поставленной на кадастровый учет в связи с Законом Красноярского края в порядке информационного взаимодействия, сведениям государственного кадастрового учета и фактическому положению на местности, а также о том, что указанная граница пересекает 651 земельный участок, стоящий на кадастровом учете. При рассмотрении заявления о постановке на кадастровый учет двух земельных участков путем раздела было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку в соответствии с п.5 ч.3 ст.27 ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при осуществлении постановки на учет земельного участка его границы не могут пересекать границы муниципального образования или населенного пункта. Представитель третьего лица - администрации г.Дивногорска - Прикатов А.Г. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что администрация г.Дивногорска не была инициатором изменения границ МО г.Дивногорска, напротив, в ноябре 2008 года главой г.Дивногорска было отказано в согласовании материалов по описанию МО г.Дивногорск, представленных ФИО24. В настоящее время они не могут выйти с инициативой внесения изменений в Закон Красноярского края, поскольку генеральный план застройки находится на согласовании. Вместе с тем полагает, что до внесения изменений в Закон Красноярского края постановка на кадастровый учет двух земельных участков невозможна. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУП «ФИО11», привлеченный к участию в деле по ходатайству представителя истца, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченный к участию в деле по ходатайству представителя ответчика – ФБУ ФИО15 - Законодательного собрания <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным. Из отзыва ФИО10 <данные изъяты> следует, что в Закон <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ муниципального образования г.Дивногорск и наделении его статусом городского округа» по инициативе губернатора края Законом края от 26 марта 2009 года № 8-3082 было внесено изменение, обусловленное необходимостью исполнения части 3 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой границы муниципальных образований подлежат утверждению и описанию в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года. Работа по описанию границ МО г.Дивногорск была выполнена филиалом ОАО «ФИО36» в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы», государственным заказчиком которой и распорядителем бюджетных средств являлось ФИО37. В то же время в письме ФИО30 указано, что границы МО г.Дивногорск соответствуют плану границ, утвержденному Законом края, в связи с чем получение согласия органов местного самоуправления МО на утверждение материалов по описанию границ данного МО не требуется. Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. Согласно договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Вторым сособственником указанного земельного участка является ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. В силу ч. 2 настоящей статьи участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Из ч. 3 настоящей статьи следует, что при не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Как следует из материалов дела, объектом раздела является земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Между сособственниками достигнуто соглашение о выделении в натуре ? доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, согласно которому ФИО7 выделен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, в собственность ФИО3 – земельный участок площадью 583 кв.м. с кадастровым номером № согласно межевому плану, выполненному по заказу ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО31». Однако ФИО7 решением ФГУ ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования, при нанесении границ формируемых земельных участков на кадастровую карту выявлено, что земельные участки пересекают границу муниципального образования г.Дивногорск. Законом Красноярского края от 28 января 2005 года № 13-2928 «Об установлении границ муниципального образования г.Дивногорск и наделении его статусом городского округа» были установлены границы муниципального образования г.Дивногорск. Законом края от 26 марта 2009 года № 8-3082 «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ муниципального образования город Дивногорск и наделении его статусом городского округа были внесены изменения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года № 618, ФГУ ФИО33 были внесены сведения о границах муниципального образования г.Дивногорск, установленные в соответствии с Законом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указанные нормативные акты не содержат норм, позволяющих органу кадастрового учета принять решение об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований, полученных в результате информационного взаимодействия, по причине пересечения их границ с границами учтенных земельных участков. Согласно письму ФИО38 года в случае выявления органом кадастрового учета вышеуказанных фактов целесообразно информировать соответствующий орган местного самоуправления или орган государственной власти субъекта Российской Федерации о наличии пересечения границ населенных пунктов или муниципальных образований с границами земельных участков. В связи с этим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ФГУ ФИО14 на имя ФИО35. информировало орган местного самоуправления о том, что графическое отображение прохождения границ МО (по утвержденным координатам) не соответствует сведениям ГКН и их фактическому положению на местности, зафиксированному в текстовом описании, в связи с тем, что работы по установлению границ выполнены на основании картографических материалов меньшей точности, чем картографические материалы, используемые для ведения ГКН. Данная ситуация приводит к тому, что границы земельных участков, фактически расположенные на территории одного МО, могут пересекать установленные границы МО, а также к тому, что земельные участки, фактически полностью расположенные на территории одного МО, в соответствии с границами МО по утвержденным координатам, могут попадать на территорию другого МО, что приводит к неверному исчислению налогов (налоги с земельного участка поступают в бюджет соседнего МО). В результате анализа графической информации ГКН выявлен 651 земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет до внесения в ГКН сведений о границах МО и пересекающих границы. В связи с изложенным было предложено провести работы по уточнению графического отображения границ МО с использованием более точных картографических материалов. Администрацией г.Дивногорска был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому генеральный план г.Дивногорска и поселков находится на согласовании в Правительстве края, после получения всех необходимых согласований будут проводиться работы по уточнению графического отображения границ МО. Таким образом, из представленных материалов следует, что одна из границ формируемых земельных участков пересекает границу муниципального образования г.Дивногорск. В силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ч.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу ч.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии со ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи. Согласно ст.16 этого же Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее – снятие с учета такого объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее – необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно – правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ, в частности, межевой план земельного участка (ст.37 этого же Закона). В межевом плане указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно – правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ст.38 Закона). В силу ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды. Согласно ст.17 Закона датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: 1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости); 2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя); 3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости). В соответствии со ст.23 Закона при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку: 1) кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости); 2) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости). Согласно п.15.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Роскомземом 17.02.2003 года, плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый номер №, площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Судом установлено, что межевание проведено в условной системе координат. Из представленных материалов следует, что земельные участки, которые просят выделить в натуре, пересекают границы муниципального образования г.Дивногорск. В силу п.5 ч.3 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта. При таких обстоятельствах заявителю обосновано было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет. Таким образом, процесс межевания не был завершен, поскольку результаты межевания не были внесены в государственный кадастр недвижимости. До тех пор, пока указанные выше обстоятельства не будут устранены, такой земельный участок не может быть разделен, в связи с чем в иске следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья