Дело № 2-673/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Дивногорский городской суд <адрес> в городе Дивногорске в составе: председательствующего – судьи Вишняковой С.А., с участием прокурора - помощника прокурора <адрес> Саломатовой Н.В., представителя администрации <адрес> – Кудашовой С.В., действующей на основании доверенности №-пр от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре – Гервек Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Дивногорска обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что решением Дивногорского городского Совета депутатов МО г. Дивногорск от 28.10.2010 г. № 7-51-ГС утвержден Порядок переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке не пригодными для проживания. Указанное решение опубликовано в газете «Огни Енисея» № 90 от 02.11.2010г. и вступило в законную силу 03.11.2010 г. Полагает, что данный нормативно-правовой документ противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, принят с нарушением компетенции и нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО г. Дивногорск в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Дивногорский Городской Совет осуществляет свою деятельность строго в пределах полномочий, определенных законодательством и Уставом, не вправе принимать решения по вопросам, относящиеся к ведению иных органов. Компетенция Дивногорского Городского Совета депутатов определена ст. 26 Устава г. Дивногорска. Утверждение Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не относится к компетенции Дивногорского городского Совета депутатов. Вопросы переселения граждан из жилья, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, урегулированы нормами Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства Красноярского края от 27.01.2010 г. № 33-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Дом» на 2010-2012 годы». Кроме того, п. 4.1, 4.2 Порядка установлено, что переселение собственников аварийных жилых помещений во вновь предоставляемое жилье осуществляется на условиях оплаты гражданином-собственником разницы рыночной стоимости жилья и оформляется договором мены; количество дополнительной площади, подлежащей оплате, определяется исходя из разницы общей площади жилого помещения гражданина-собственника, подлежащего переселению в связи со сносом и общей площадью предоставляемого жилого помещения, согласно технической документации. В соответствии с п. 4.4 Порядка, денежные средства за дополнительную жилую площадь перечисляются в местный бюджет. Возможна отсрочка платежа на 5 лет. Полагает, что указанные выше пункты Порядка существенно нарушают права и законные интересы граждан, являющихся участниками отношений в связи с переселением из аварийного жилого фонда. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях. Целью переселения граждан РФ из ветхого и аварийного жилья является переселение граждан за счет средств государства, последнее выступает гарантом, переселение должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников. Согласно Программе «Дом» на 2010-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.01.2010 г. № 33-п, жилые помещения предоставляются собственникам жилья по договорам мены в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ при достижении соглашении с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Финансирование жилищного строительства при переселении граждан из аварийного жилого фонда осуществляется на 95 % за счет средств краевого бюджета, на 5 % - за счет местного бюджета, в связи с чем, поступление финансовых средств при оплате населением дополнительной жилой площади в местный бюджет также является необоснованным. В связи с вышеизложенным, просит признать решение Дивногорского городского Совета депутатов от 28.10.2010 г. № 7-51-ГС противоречащим закону и недействующим со дня его принятия. Прокурор Саломатова Н.В. В судебном заседании требования заявления поддержала, по изложенным в нем основаниям, просила признать решение Дивногорского городского Совета депутатов от 28.10.2010 г. № 7-51-ГС противоречащим закону. Представитель органа, чье решение оспаривается, Дивногорского городского Совета депутатов, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Вместе с тем, Дивногорским городским Советом депутатов представлен отзыв на заявление прокурора г. Дивногорска, из которого следует, что Дивногорский городской Совет депутатов с заявлением прокурора г. Дивногорска не согласен. Отзыв Дивногорского городского Совета депутатов приобщен к материалам гражданского дела. Представитель администрации г. Дивногорска Кудашова С.В. в судебном заседании полагала заявление прокурора г. Дивногорска не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, имеющемся в материалах дела. Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд считает возможным. Свою позицию на заявление прокурора г. Дивногорска представитель Министерства строительства и архитектуры Красноярского края выразил в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Выслушав прокурора Саломатову Н.В., представителя администрации г. Дивногорска Кудашову С.В., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Муниципальное образование г. Дивногорск является самостоятельным муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (п. 2 Устава муниципального образования город Дивногорск). К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16 вышеуказанного Закона отнесены в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Указанные выше полномочия, то есть вопросы местного значения закреплены и в п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования г. Дивногорск. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона). В силу части 1 статьи 51 Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Согласно части 1 статьи 7 Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона). Статьей 2 названного Закона определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Закона). Исходя из вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что целью местного самоуправления является обеспечение самостоятельного решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, включая муниципальный жилищный фонд, направленное на удовлетворение интересов и потребностей населения. 28 октября 2010 года Дивногорский городской Совет депутатов принял решение № 7-51-ГС «Об утверждении Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания», которое официально опубликовано в средстве массовой информации – газете «Огни Енисея» № 90 от 02.11.2010 года (далее по тексту Порядок). Следовательно, указанное выше решение вступило в законную силу 02.11.2010 года (п. 4 ст. 53 Устава муниципального образования г. Дивногорск). Как следует из преамбулы оспариваемого решения Дивногорского городского Совета № 7-51-ГС от 28.10.2010 года, оно определяет механизм переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания на территории муниципального образования г. Дивногорск, целью которого является реализация норм жилищного законодательства и долгосрочной целевой программы «Дом» на 2010-2012 г.г. (далее Программа), утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 33-п от 27.01.2010 года. В соответствии с п 1 раздела 2.3.2 Программы, субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на строительство жилья и приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Жилые помещения в построенных жилых домах, а также приобретенные жилые помещения предоставляются в соответствии со статьями 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственникам жилья. Жилые помещения в построенных жилых домах и приобретенные жилые помещения предоставляются по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поскольку в рамках реализации указанной Программы бюджет муниципального образования г. Дивногорск получил субсидии на строительство жилья и приобретение жилых помещений для предоставления гражданам в соответствии с п. 1 раздела 2.3.2 Программы, то при предоставлении жилых помещений указанной категории граждан, орган местного самоуправления выступает как собственник муниципального имущества. В силу п. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, утверждение Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания, является компетенцией органов местного самоуправления, при этом органами местного самоуправления безусловно должен соблюдаться принцип непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов федеральному законодательству. При таких обстоятельствах, позиция прокурора г. Дивногорска об отсутствии полномочий у представительного органа местного самоуправления на утверждение Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания, не состоятельна. Согласно разъяснению, данному в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. От 10.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Руководствуясь требованиями действующего законодательства регулирующего порядок рассмотрения гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов, суд проверяет в рамках настоящего гражданского дела соответствие содержание оспариваемого решения Дивногорского городского Совета № 7-51 от 28.10.2010 года нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с действующим законодательством жилое помещение в многоквартирном доме может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 28.09.2010 года) резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд относятся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно. Статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При применении положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Таким образом, действующее законодательство предусматривает в случае предоставления собственнику изымаемого жилого помещения с его согласия другого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения возложением на него обязанности по оплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения. Следовательно, установление взимания платы с граждан-собственников переселенных в большее жилое помещение не противоречит закону. Однако, анализ содержания раздела 4 Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания применительно к приведенному выше правилу о непротиворечии принятых норм федеральным законам свидетельствует о несоответствии указанного механизма порядка оплаты собственником разницы в стоимости между предоставляемым и изымаемым жилым помещением, законодательству Российской Федерации. Согласно п. 4.2 раздела 4 оспариваемого Порядка Дивногорский городской Совет утвердил механизм оплаты дополнительной площади исходя из разницы общей площади жилого помещения гражданина – собственника, подлежащего переселению в связи со сносом ветхого жилья и общей площадью предоставляемого жилого помещения. Между тем, как выше указано, законодатель, предусматривая возможность возложения обязанности на собственника оплаты разницы между жилыми помещениями, предусмотрел иной механизм, который основан на разнице стоимости между предоставляемым жилым помещением и выкупной стоимостью изымаемого жилого помещения у собственника. Таким образом, излагая указанную норму, Дивногорский городской Совет депутатов Красноярского края фактически установил иные условия переселения граждан- собственников, переселяемых в неравноценное жилое помещение большей площадью, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Следовательно, п. 4.2 раздела 4 указанного выше Порядка подлежит отмене как не соответствующий требованиям закона. По указанным выше основаниям суд также считает, что противоречит действующему законодательству и подлежит исключению из содержания п. 4.1 раздела 4 Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания указание на «оплату разницы рыночной стоимости жилья». Анализируя п.4.4 раздела 4 Порядка, принятого во взаимосвязи с п.4.2 суд считает, что его содержание не противоречит действующему законодательству. Так, часть 2 ст. 58 Устава муниципального образования город Дивногорск доходам бюджета города относит в том числе, и доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, что не противоречит ст. 62 Бюджетного кодекса РФ. Поскольку орган местного самоуправления в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Дом» на 2010-2012 годы при предоставлении жилых помещений гражданам, категория которых указана в п. 1 раздела 2.3.2 Программы выступает как собственник муниципального имущества, то и доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности в виде денежных средств взимаемых на основании п. 8 ст. 32 ЖК РФ являются доходами местного бюджета. Кроме того, позиция суда о несоответствии указанных выше положений Порядка не лишает представительный орган местного самоуправления привести свой нормативно-правовой акт в соответствие с действующим законодательством. С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенных норм Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с положениями ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» сообщение о принятом судом решении (в его указанной части) после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации – газете «Огни Енисея». При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать в части противоречащим федеральному законодательству Решение Дивногорского городского Совета № 7-51-ГС от 28 октября 2010 года «Об утверждении Порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания». На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г. Дивногорска об оспаривании Решения Дивногорского городского Совета депутатов № 7-51-ГС от 28.10.2010 года, утвердившего «Порядок переселения граждан их жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания» - удовлетворить частично. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п. 4.1 раздела 4 в части указания на «оплату разницы рыночной стоимости жилья», п. 4.2 раздела 4 «Порядка переселения граждан их жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания»», утвержденного решением Дивногорского городского Совета депутатов № 7-51-ГС от 28.10.2010 года. Сообщение о решении в части признании недействующими указанных пунктов «Порядка переселения граждан их жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания»», утвержденного решением Дивногорского городского Совета депутатов № 7-51-ГС от 28.10.2010 года после вступления в законную силу подлежит опубликованию в СМИ. В удовлетворении остальной части требований прокурору г. Дивногорска - отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья