Решение по иску к Управлению Пенсионного Фонда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-763/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Боровковой Л.В.,
с участием истца Ситникова В.Я.,
представителя ответчика Палкиной Е.Г., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Родькиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситникова В.Я. к Управлению Пенсионного Фонда <адрес> (ГУ) в <адрес> края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с преподавательской деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Ситников В.Я. обратился в суд с иском к УПФ <адрес> (ГУ) в <адрес> края о возложении на ответчика обязанности включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физической культуры в КГСОУ «<данные изъяты>», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на ответчика обязанности установить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с указанной даты, мотивируя свои требования тем, что он работает в педагогических должностях в образовательных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В связи с тем, что наименование должностей и учреждений, в которых он работал, предусмотрены законодательством, и стаж педагогической деятельности составил более 25 лет, то ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ <адрес> (ГУ) в <адрес> края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии.

Считает решение УПФ РФ (ГУ) в <адрес> края незаконным, поскольку кроме должности учителя физической культуры, в которой он работал в оспариваемый период, на неполную ставку, он осуществлял функции педагога дополнительного образования в течение 4 часов в неделю, что составляет 0,22 ставки, таким образом, в общей сложности педагогическая нагрузка составляла 19 часов.

Он был протарифицирован как учитель физической культуры и получал заработную плату из фонда оплаты труда учреждения за выполняемую работу. Ведение кружковой работы входило в его непосредственные обязанности педагога. При этом работа в должности учителя и педагога дополнительного образования представляли собой суммарное выполнение педагогической работы.

Также полагает незаконным не включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии со ст.187 ТК РФ за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В судебном заседании истец Ситников В.Я. поддержал исковые требования по основаниям, аналогичным изложенным в иске, пояснил, что он работает в коррекционной школе учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается записью в трудовой книжке, в спорный период имел нагрузку: 2 часа в начальных классах, 13 часов в старших классах и 4 часа внеклассной работы, что подтверждается приказами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении учебной нагрузки. В ДД.ММ.ГГГГ годах в школе не было должности педагога дополнительного образования, что следует их архивной справки, выданной администрацией <адрес>. Пояснил, что внеклассная работа – это непосредственная работа учителя физического воспитания, включающая в себя организацию и проведение соревнований, подготовку к ним. Ему не было известно, что в лицевых счетах была указана должность «педагог дополнительного образования». В приказах об учебной нагрузке также нет указания на эту должность. Внеклассная кружковая работа включается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, что подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Верховного Суда РФ от 26.09.2008 года № 2-В08-8. На его запрос в Министерство образования <адрес> был получен ответ, что данный период должен быть зачтен в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика Палкина Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, кроме того, пояснила, что Ситников В.Я. тарифицировался по двум должностям: как учитель и как педагог дополнительного образования, причем как учитель он тарифицировался за 13 часов в неделю, что менее нормы, установленной за ставку заработной платы учителя. Это разные должности с разными должностными обязанностями. Внеклассная работа по физическому воспитанию проводилась педагогом дополнительного образования. Оплата производилась по этим двум должностям, что следует из тарификационных списков и лицевых счетов. Внеклассная работа учителей не тарифицируется, она предусмотрена их должностными обязанностями. Педагог дополнительного образования – это другая совмещаемая должность, но не внеклассная работа учителя.

Допрошенная в качестве специалиста <данные изъяты> работающая начальником финансового отдела по <адрес> <данные изъяты> по ведению бухгалтерского учета ТЦБ пояснила, что для подготовки тарификационных списков составляется учебный план, представляемый в министерство, в который входит и внеклассная работа по физической культуре. Сначала была должность учителя по внеклассной работе, а затем ее переименовали в должность «педагог дополнительного образования». Несмотря на то, что названия должностей разные, их функциональные обязанности одинаковые. Нагрузка педагога дополнительного образования приравнивается к нагрузке учителя и его ставка составляет 18 часов. Полагает, что имеются основания для суммирования нагрузки учителя и внеклассной работы.

Выслушав истца, представителя ответчика, специалиста, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ситников В.Я. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ <адрес> (ГУ) в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: работа на неполную ставку -0,82 ставки, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Ситников В.Я. был принят на работу в <данные изъяты> учителем физической культуры и в оспариваемые периоды работал в этой должности. Кроме того, Ситников В.Я. вел внеклассную работу.

Занимаемая должность «учитель» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка.

Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ – при условии выполнения суммарно (по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Как следует из справки директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно тарификационным спискам педагогическая нагрузка истца в оспариваемый период распределялась следующим образом: ДД.ММ.ГГГГ учебный год – в начальных классах 2 часа (0,1 ставки), в старших классах 13 часов (0,72 ставки), внеклассная работа 4 часа (согласно приказу об учебной нагрузке); ДД.ММ.ГГГГ учебный год – в начальных классах 2 часа (0,1 ставки), в старших классах 13 часов (0,72 ставки), внеклассная работа 4 часа (согласно приказу об учебной нагрузке), в остальное время с ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял нагрузку на полную ставку учителя.

Таким образом, продолжительность рабочего времени истца как преподавателя общеобразовательного учреждения (не менее 18 часов) соответствовала утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.

То обстоятельство, что Ситников В.Я. в оспариваемые периоды выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, подтверждается также данными тарификационных списков, расчетными листками.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела следует, что истец согласно списков педагогического персонала от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был протарифицирован именно как учитель физкультуры начальных и старших классов, в которых 4 часа дополнительной нагрузки указано в качестве кружковой работы. Согласно приказам об утверждении учебной нагрузки учителям и воспитателям школы за ДД.ММ.ГГГГ учебные годы истцу в соответствии с учебными планами была установлена учебная нагрузка по должности учителя, а также 4 часа выполнения внеклассной работы. Истец получал заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя с надбавкой за дополнительное выполнение кружковой работы. Ведение внеклассной работы входило в его непосредственные обязанности педагога. При этом работа учителя физического воспитания и внеклассная работа представляли собой суммарное выполнение педагогической работы.

Штатное расписание на ДД.ММ.ГГГГ год не содержит должности педагога дополнительного образования, данная должность указана в штатном расписании, действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда отдела образования администрации <адрес>, а именно в штатных расписаниях по коррекционной школе, в ДД.ММ.ГГГГ годах должность педагога дополнительного образования отсутствует.

При таких обстоятельствах при условии выполнения в оспариваемые периоды суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя физической культуры, но и ведения кружковой работы в том же учебном заведении за ставку заработной платы учителя физической культуры, у пенсионного органа не имелось оснований для исключения указанных периодов из стажа работы истца для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения

общеустановленного пенсионного возраста.

Подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и периоды нахождения на курсах повышения квалификации сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Так, в силу ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Как установлено выше, в указанные периоды истец работал на полную ставку.

При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием права является незаконным, а исковые требования – подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда <адрес> (ГУ) в <адрес> края включить в стаж Ситникова В.Я., дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, период его работы учителем физической культуры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда (ГУ) в <адрес> края в пользу Ситникова В.Я. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Судья Дивногорского

городского суда

Боровкова Л.В.

«Согласовано»

15.11.2011 г.