Решение о признании бездействия незаконным и возмещении материального ущерба.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дивногорск ДД.ММ.ГГГГ

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мирончика И.С.,

с участием:

истца Кусамина А. В.,

представителя ответчика Администрации г. Красноярска - Прохоренко Н. С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации г. Дивногорска – Фокиной С.А., действующей на основании доверенности пр от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре: Гордымовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусамина А. В. к МОУ «<данные изъяты> », Администрации г. Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия и взыскании материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Кусамин А. В. обратился с иском к МОУ «<данные изъяты> », Администрации г. Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении мер по постановке его на учет качестве нуждающегося в жилом помещении и взыскании материального ущерба.

Исковые требования Кусамин А.В. мотивирует тем, что в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, поскольку его мать лишили родительских прав.

С 1991 года по 1999 год он воспитывался в Дивногорской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении.

С 1999 года по 2003 год обучался в ФГОУ СПО «Ачинский сельскохозяйственный техникум», в период с 2003 года по 2006 год обучался в Красноярском государственном аграрном университете, проживал в общежитии данного учебного учреждения, откуда был отчислен.

С 2006 года проживает у друзей, постоянного места жительства, регистрации, жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет. О своем праве на жилое помещение ему стало известно в июле 2010 года, в связи с чем, до указанного времени с заявлением о постановке его на учет он не обращался.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительной гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства так и по месту временного пребывания.

По причине отсутствии у него жилого помещения и регистрации в нем, осуществить его постановку на учет было невозможно, а для постановки его на учет по месту пребывания (в школе-интернате) не было предпринято необходимых для этого действий уполномоченным на то лицом - <данные изъяты> .

В связи с указанными обстоятельствами он обратился в суд. На основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен его иск о постановке его на учет на получение жилого помещения и предоставлении жилья, однако, указанное решение отменено судом кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поскольку было обжаловано Министерством образования и науки Красноярского края.

В соответствии с положениями ФЗ «О дополнительной гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются жилым помещением органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, при этом порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусмотрен Указом Губернатора Красноярского края, согласно которому постановку на учет должны были осуществлять органы местного самоуправления, которые не обратились с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства по месту его учебы - в Управление образования при Администрации Центрального района г. Красноярска.

Семейным кодексом РФ установлено, что детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются, в связи с этим, исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации (до достижения 18-летнего возраста обязанности опекуна или попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства).

Бездействие органов опеки и попечительства и отсутствие контроля со стороны исполнительной власти субъекта федерации привели к тому, что в настоящее время он не стоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

Полагает, что указанным бездействием органов исполнительной власти ему причинены убытки в сумме 456000 рублей.

Расчет убытков произведен исходя из нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Администрации г. Красноярска от 14.04.2005 года №192, согласно которому норма площади жилого помещения на территории Красноярского края составляет 15 кв.м. на каждого члена семьи, а также исходя из стоимости одного квадратного метра жилья, установленного Приказом Минрегиона РФ от 21.01.2011 года №10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2011 года», согласно которому стоимость одного квадратного метра жилья для Красноярского края установлена в размере 30400 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец Кусамин А.В. уточнил исковые требования в части суммы взыскания материального ущерба и просил взыскать с ответчиков 658431 руб. 15 коп., так как согласно сведениям Красноярскстата стоимость одного квадратном метра жилья в Красноярском крае составляет 43895 руб. 41 коп.

ДД.ММ.ГГГГ истец Кусамин А.В. уточнил исковые требования, указав дополнительного соответчика Администрацию г. Дивногорска, ссылаясь на то, что когда он находился в <данные изъяты> он не был поставлен на учет для получения жилья, однако данный факт со стороны органа опеки и попечительства Администрации г. Дивногорска подлежал своевременному выявлению и устранению и тогда бы его права не были нарушены.

Истец Кусамин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имел право получить жилье и узнал об этом только тогда, когда ему исполнилось 26 лет. При этом в 22 года он устно обращался в <адрес>, чтобы разрешить вопрос с жильем, однако, ему ответили отказом. В настоящее время факт обращения в указанную Администрацию он не сможет подтвердить ввиду отсутствия письменного обращения. Он понимает, что не знал, что по законодательству он вправе был до 23 лет обратиться самостоятельно в компетентный орган для постановки на учет для получения жилья, а потому в настоящее время он не может обратиться с таким заявлением, однако, считает, что пока он находился под опекой государственных органов, они обязаны были включить его в списки лиц, нуждающихся в жилье.

Представитель ответчика – Администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Как следует из представленных письменных возражений, Кусамин А.В. в городе Красноярске проживает с лета 2003 года, то есть на момент приезда в город Красноярск на постоянное место жительства Кусамин А.В. был совершеннолетним, и в соответствии со ст. 21 ГК РФ, был полностью дееспособным. Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена гарантия обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется в настоящее время Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. № 25-уг, Жилищным кодексом РФ (до принятия данного Указа порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулировался Жилищным кодексом РСФСР), Постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.07.2004г. № 176-п (утратило силу в связи с принятием постановления Совета Администрации Красноярского края от 18.02.2005г. №61-п).

Все выше перечисленные правовые акты предусматривают заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, то есть, для постановки на очередь заинтересованное лицо должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением и определенным пакетом документов.

Кусамин А.В., проживая с 2003 года на территории города Красноярска, ни разу до июля 2010 года не обращался для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Статьи 254, 255 ГПК РФ предусматривают возможность обжалования бездействия органов государственной власти, при этом, исходя из системного толкования норм 25 главы ГПК РФ, действие (бездействие) должностного лица, органа местного самоуправления может быть обжаловано только в том случае, если на него возложена такая обязанность правовым актом, при этом истцом не указана ссылка на правовую норму, содержащую данную обязанность Администрации г. Красноярска.

Более того, непосредственно Администрация города Красноярска не осуществляет учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения (этот вопрос относится к компетенции администрации соответствующего района города).

Таким образом, для постановки на учет гражданин должен обратиться в администрацию района по месту жительства.

Исковые требования Кусамина А.В. о возмещении материального вреда также необоснованны, поскольку в случае предоставления жилья с целью его приобретения детям сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, денежные средства лицам, которым жилье предоставляется, на руки не выдаются, поскольку имеют место межбюджетные отношения (между органами государственной власти).

Администрация города Красноярска, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на территории города Красноярска в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, реализует переданные государственные полномочия при наличии финансирования из соответствующего бюджета.

Администрация города Красноярска считает, что истец Кусамин А.В. не представил доказательств того, что он обращался в Администрацию города Красноярска либо в администрацию какого-либо района на территории города Красноярска для постановки на учет для получения жилого помещения.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлялся надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В материалах дела приобщены письменные возражения Министерства образования науки и Красноярского края, из содержания которых следует, что исковые требования Кусамина А.В. необоснованны. Кусамин А. В. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 1985 году его мать - ФИО9 была лишена родительских прав, запись об отце в свидетельстве о рождении сделана со слов матери. В качестве социальной поддержки, статьей 8 Закона ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии прав на недвижимое имущество и жилое помещение, суть которых заключается в постановке указанных детей на учет, в частности, по окончании учебного заведения либо после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Пунктом 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора края от 04.04.2005 № 25-уг, Министерство осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет указанными лицами представляются документы, указанные в пункте 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора края от 04.04.2005 № 25-уг.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Таким образом, обязанность Министерства по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет возникнет лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных Указом Губернатора края от 04.04.2005 № 25-уг.

Только несоблюдение соответствующими органами вышеназванной процедуры может расцениваться как нарушение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья. На Министерство не возложено обязанности по осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления в той или иной сфере. Осуществление контроля невозможно в силу статьи 12 Конституции Российской Федерации.

Иной порядок получения жилого помещения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа в возрасте до 23 лет за счет средств краевого бюджета не установлен.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ закрепляет наличие двух условий для предоставления жилого помещения: возраст не более 23 лет и отсутствие закрепленного жилого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года пояснил следующее: достижение лицом 23 летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилые помещения.

Таким образом, обязанности по обеспечению жилым помещением Кусамина А.В у Министерства не возникло.

С требованием истца о возмещении причиненных убытков не согласны, поскольку Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, действует на основании положения о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 № 42-п.

В пункте 3 положения о Министерстве закреплена компетенция Министерства, среди перечисленных обязанностей отсутствует «собирание документов для постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении». Данная обязанность в соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ лежит на органе опеки и попечительства, в случае отсутствия опекуна или попечителя.

В силу статьи 3.1 Закона Красноярского края от 22.10.1997 № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий организацию деятельности в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае: является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; осуществляет функции по формированию и использованию регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством; осуществляет контроль за соблюдением органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка представления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях; координирует деятельность управлений и ведомств в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, выполняет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Таким образом, Министерство не бездействовало по отношению к Кусамину А.В. в его не постановке на учет.

Представитель ответчика Администрации г. Дивногорска Фокина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Кусамин А.В. в период своего возраста с 18 лет до 23 лет вправе был самостоятельно обратиться в соответствующую администрацию района для постановки его на учет, поскольку законодательством РФ на гражданина возложена такая обязанность. Кусамин А.В. не представил доказательств своего обращения в администрацию для его постановки на учет, а потому исковые требования являются необоснованными.

Согласно Распоряжению Правительства Красноярского края № 279-р от 27 апреля 2009 года Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» ликвидирован.

Выслушав истца Кусамина А.В., представителя ответчика Администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., представителя ответчика Администрации г. Дивногорска Фокину С.А., а также, исследовав материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из положений ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные данным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ст. 8 вышеуказанного Федерального Закона следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, Кусамин А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Ужурского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей, поскольку его единственный родитель - мать ФИО10 была лишена родительских прав.

Таким образом, Кусамин А.В. относится к категории граждан, статус которых определен вышеуказанным Федеральным законом, при этом правоотношения, участником которых является Кусамин А.В. регулируются положениями данного нормативно-правового акта.

Как следует из пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (вместе с «Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»), учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края.

Пунктом 2 определена процедура обращения законных представителей детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также самих лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет для их постановки на учет при условии, подачи определенного перечня документов не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Кусамин А.В. с 1991 по 1999 годы воспитывался в <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей, с 1999 по 2003 годы обучался в ФГОУ СПО «Ачинский сельскохозяйственный техникум», с 2003 года по 2006 год обучался в Красноярском государственном аграрном университете, откуда был отчислен ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются справками, имеющимися в материалах дела, кроме того, не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Вместе с тем, судом установлено, что Кусамин А.В. не имеет в собственности каких-либо объектов недвижимости, его мать ФИО11 лишенная в его отношении родительских прав, также не имеет недвижимого имущества в собственности, как следует из справок Ужурского отделения БТИ, а также из сведений об отсутствии в ЕГРП записей о зарегистрированных правах в отношении указанных лиц.

В соответствии с решением Железнодорожного районного суда города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Кусамина А.В. были удовлетворены, на Министерство образования и науки Красноярского края возложена обязанность по постановке его на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на Администрацию г. Красноярска возложена обязанность по предоставлению Кусамину А.В. изолированного благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Указанное решение суда отменено кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 апреля 2011 года. При этом определением надзорной инстанции Красноярского краевого суда от 21 июня 2011 года оснований для отмены или изменения указанного кассационного определения не выявлено, в связи с чем, в передаче надзорной жалобы Кусамина А.В. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной жалобы отказано.

Таким образом, кассационное определение от 20.04.2011 года, вступившее в законную силу, в настоящее время не отменено и не изменено.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, обстоятельства, указанные в кассационном определении от 20.04.2011 года имеют для суда при разрешении настоящего гражданского дела, преюдициальное значение.

Как следует из указанного определения, анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей позволяет сделать вывод, что для предоставления жилья в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо несколько условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса- ребенка- сироты, или из лиц, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, а лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, Кусамин А.В. до 18 лет являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, и имел законного представителя (орган опеки и попечительства по месту пребывания либо образовательное учреждение, где пребывал).

Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Вместе с тем, с момента своего 18-летия, то есть с 01 октября 2001 года, Кусамин А.В. имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из указанного выше Указа Губернатора Красноярского края, обращение законного представителя с заявлением о постановке на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является их правом, а не обязанностью.

У Кусамина А.В. с 01.10.2001 года также возникло право самостоятельно обратиться в соответствующие органы с данным заявлением, чего сделано им не было.

С 01.10.2006 года Кусамин А.В. утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для возможности обращения в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью получения жилья в соответствии с действующим законодательством РФ.

Доказательств того, что Кусамин А.В. обращался в период достижения им 18 лет до достижения 23 лет в компетентные органы для получения жилого помещения, со стороны последнего суду не представлено.

Указанное обстоятельство подтверждает факт того, что Кусамин А.В., находясь в совершеннолетнем возрасте – при достижении им 18 летнего возврата до достижения им 23 лет, вправе был самостоятельно обратиться в компетентные органы для получения жилья, чего фактически им не было сделано.

При таких обстоятельствах, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Кусамина А.В., поскольку отсутствует явное нарушение норм законодательства в бездействии ответчиков. Более того, исковые требования Кусамина А.В. о возмещении материального ущерба также не подлежат удовлетворению.

С учетом того, что на основании определения Дивногорского городского суда от 20 сентября 2011 года предоставлялась истцу Кусамину А.В. отсрочка по уплате государственной пошлины, с учетом уточненных требований цена иска составила 658431 руб. 15 коп., суд считает необходимым взыскать с Кусамина А.В. в доход местного бюджета оплату государственной пошлины в размере 9784 руб. 31 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кусамина А.В. – отказать в полном объеме.

Взыскать с Кусамина А. В. оплату государственной пошлины в размере 9784 рубля 31 копейки в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Дивногорский городской суд Красноярского края.

Судья И.С. Мирончик

«СОГЛАСОВАНО»:

Судья _____________________И.С. Мирончик