Дело № 2-925/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 декабря 2011 года Дивногорский городской суд Красноярского края в городе Дивногорске в составе: председательствующего – судьи Вишняковой С.А., с участием истца – Попова ФИО7, представителя ответчика Управления ПФР в <адрес> – Телициной О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре – Гервек Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова С.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда <адрес> в <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы на выборной должности, органах МВД и службы в рядах Советской Армии, У С Т А Н О В И Л: Истец Попов С.Ю. обратился в суд с требованиями к Управлению Пенсионного фонда <адрес> в <адрес> с требованиями о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы на выборной должности, органах МВД и службы в рядах Советской Армии, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении ему как педагогическому работнику, проработавшему 25 лет в системе детского образования трудовой пенсии. Однако, ему было отказано по причине отсутствия стажа 25 лет, дающего право на досрочное назначение пенсии, при этом ответчик засчитал только 22 года 8 месяцев 2 дня стаж на соответствующих видах работ (педагогический), а не принял к зачету стаж 1 год 6 месяцев 26 дней службу в Советской Армии по призыву, 11 месяцев 6 дней выборную комсомольскую работу, 4 месяца 28 дней службу в органах милиции. С данным решением ответчика он не согласен, так как на момент обращения в УПФР в <адрес> с заявлением о досрочном назначении пенсии его стаж составлял 25 лет 7 месяцев 17 дней, из них педагогический 22 года 8 месяцев 2 дня, при этом более 2/3 его стажа составлял педагогический стаж, как того требует Постановление Совмина СССР № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, не включенные ответчиком периоды подлежат включению в педагогический стаж. Просит, признать решение ответчика незаконным и включить спорные периоды в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также признать за ним право на досрочную пенсию по старости с даты обращения в УПФР в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Попов С.Ю. требования иска поддержал по основаниям, изложенным в нем, и просил суд иск удовлетворить. Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда <адрес> в <адрес> Телицина О. В. иск Попова С.Ю. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, имеющихся в материалах гражданского дела. Выслушав истца Попова С.Ю., представителя ответчика Телицину О.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Попов С.Ю. обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием права, поскольку стаж на соответствующих видах работ Попова С.Ю.. на дату обращения составляет 22 года 08 мес. 02 дня, что недостаточно для назначения трудовой пенсии по данному основанию. При этом не приняты к зачету в специальный стаж периоды службу в Советской Армии - ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ 1 год 06 мес. 26 дней; выборная работа в комсомольских органах – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 11 мес. 06 дней, а также служба в составе Министерства внутренних дел и органах милиции с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ 4 мес. 29 дней Кроме того, ответчиком не приняты к зачету дни отпуска без содержания в количестве 15 дней, которые истец не оспаривает. В силу п.п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На основании ч. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что Попов С.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Советской Армии по призыву, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <адрес>ном отделе внутренних дел <адрес>. Как указывалось выше Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда <адрес> в <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии и службы в органах МВД, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает. В соответствии с пп. "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при СМ СССР, МВД СССР и органах милиции. Вместе с тем, согласно пп. "б" п. З Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР N 94 от 16.05.1985 г., учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы - время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ), кроме периодов, перечисленных в подпунктах "б", "в", "г", пункта 1). Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ года и служил в органах МВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Следовательно, на момент осуществления Поповым С.Ю. службы в Советской Армии и органах МВД до ДД.ММ.ГГГГ, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Поповым С.Ю.. службы в Советской Армии и органах МВД, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы истца Попова С.Ю.), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. В оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Попов С.Ю. работал секретарем первичной комсомольской организации <данные изъяты>. Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. При таких обстоятельствах, вышеуказанный период работы подлежал включению в стаж работы Попова С.Ю. по специальности. Согласно требованиям пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 названные периоды работы (служба в Советской Армии, служба в органах МВД, выборная работа в комсомольских органах) засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Суд не может согласиться с позицией ответчика о том, что применять выше названное требование необходимо на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, а у истца на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало необходимые 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с чем, и отсутствуют основания к зачету спорных периодов. Вместе с тем, суд считает, что на момент обращения Поповым С.Ю. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа (22 года 8 месяцев 2 дня), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, служба в органах МВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также работа на выборной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Следует также учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период работы подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Таким образом, по мнению суда, указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. В силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» устанавливает, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В судебном заседании установлено, что истец Попов С.Ю. обратился к ответчику – УПФР в <адрес> за назначением трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ С учетом периодов работы, подлежащих, по мнению суда, включению в специальный стаж, исчисляемый в льготном порядке, дающий право на назначение досрочной пенсии, такое право у истца Попова С.Ю. возникло с момента обращения с соответствующим заявлением в УПФР в <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку на момент обращения с заявлением, Попов С.Ю. приобрел право на назначение досрочной пенсии, так как его специальный стаж достиг 25 лет. При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Попова С.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы на выборной должности, органах МВД и службы в рядах Советской Армии, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Попова С.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы на выборной должности, органах МВД и службы в рядах Советской Армии,– удовлетворить частично. Признать за Поповым С.Ю. право на назначение досрочной пенсии по старости, включив в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости периодов службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы на выборной комсомольской должности секретаря комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы в составе Министерства внутренних дел и органах милиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с признанием права на назначение льготной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Судья Дивногорского городского суда Вишнякова С.А. «Согласовано» 10.01.2012 года