Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего – судьи Нагайцева А.Н., с участием помощника прокурора Дивеевского района Вагина С.В., при секретаре Масловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дивеевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дивеевского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконными бездействие Дивеевской сельской администрации в части допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации и обязать Дивеевскую сельскую администрацию устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Прокурор обосновывает свои требования следующим образом: Прокуратурой Дивеевского района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности органами местного самоуправления Дивеевского района. В ходе проведения проверки установлено, что в результате пожарно-технических обследований территории Дивеевской сельской администрации, проведенных прокуратурой Дивеевского района совместно с ОГПН Дивеевского района в августе – сентябре 2010г., был установлен ряд нарушений требований противопожарной безопасности. 1. Территория населенных пунктов не очищена от сухой травы (<адрес>) ППБ 01-03 п.21. 2. В водоисточникам отсутствуют подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. (<адрес>) ППБ 01-03 п.94. 3. В населенных пунктах отсутствуют обозначения нахождения и движения к водоисточникам ППБ 01-03 п.90. Впоследствии прокурор уточнил требования и просит: 1.Признать незаконным бездействие Дивеевской сельской администрации в части допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации. 2.Обязать Дивеевскую сельскую администрацию устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: - Очистить от сухой травы населенные пункты <адрес> в соответствие с ППБ 01-03 п.21; - Оборудовать подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. к водоисточникам в населенных пунктах <адрес> в соответствие с ППБ 01-03 п.94; - Во всех населенных пунктах сельсовета разместить обозначения нахождения и движения к водоисточникам в соответствие с ППБ 01-03 п.90. В судебном заседании помощник прокурора Дивеевского района Вагин С.В. от требований в части понуждения к обустройству площадки размером 12х12м. с твердым покрытием в д.Крутцы отказался, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено определением суда. В остальной части иска помощник прокурора Дивеевского района Вагин С.В. заявленные требования поддержал. Представители Дивеевской сельской администрации – Рябов А.Н. (глава сельской администрации), Васянин Ю.Н. и Черкасов Н.В. (по доверенности) требования прокурора не признали, пояснили, что для проведения всех указанных в заявлении прокурора противопожарных мероприятий в распоряжении сельской администрации недостаточно финансовых средств, однако по возможности все нарушения сельская администрация устраняет. Кроме того, сельской администрацией приобретены 6 пожарных мотопомп, в связи с чем нет необходимости оборудовать площадки с твердым покрытием около водоисточников. Заслушав помощника прокурора Дивеевского района Вагина С.В., представителей Дивеевской сельской администрации, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с пунктами 21, 90, 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 21: Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Таким образом, Дивеевская сельская администрация обязана своевременно выполнять мероприятия, предусмотренные вышеуказанными пунктами Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Однако, вышеперечисленные нарушения, выявленные на территории сельской администрации, к настоящему времени не устранены, что подтверждается показаниями допрошенного в качестве свидетеля инспектора ОГПН по Дивеевскому району Моржанова А.В., который в августе-сентябре 2010г. участвовал в проведении осмотра территории сельской администрации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Таким образом, бездействие Дивеевской сельской администрации, выразившиеся в невыполнении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, нарушает права неопределённого круга лиц, а именно: право на жизнь и право на охрану здоровья (ст.ст.20, 41 Конституции РФ) граждан, которые проживают на территории муниципального образования. Наличие в распоряжении сельской администрации пожарных мотопомп не может являться обстоятельством, освобождающим сельскую администрацию от оборудования подъездов к водоисточникам площадками (пирсами) с твердым покрытием в соответствии с пунктом 94 ППБ 01-03, поскольку отсутствие таких площадок (пирсов) не предусмотрено указанными Правилами. Отсутствие финансовых средств на устранение нарушений пожарной безопасности не может являться основанием для невыполнения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Дивеевской сельской администрации в части допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации. Обязать Дивеевскую сельскую администрацию устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: - Очистить от сухой травы населенные пункты <адрес> в соответствие с ППБ 01-03 п.21; - Оборудовать подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. к водоисточникам в населенных пунктах <адрес>, в соответствие с ППБ 01-03 п.94; - Во всех населенных пунктах сельсовета разместить обозначения нахождения и движения к водоисточникам в соответствие с ППБ 01-03 п.90. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Н.Нагайцев