О признании незаконными действий администрации по отклонению представления прокурора района



Дело № 2-184/2011 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Дивеево ДД.ММ.ГГГГ

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего- судьи Степанова В.Г.,

с участием прокурора- Вагина С.В.,

при секретаре- Бубнове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Дивеевского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Сатисское сельское поселение Дивеевского района » и неопределенного круга лиц к Главе муниципального образования «Сатисское сельское поселение Дивеевского района Нижегородской области о признании незаконными действий администрации по отклонению представления прокурора района,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Дивеевского района в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Сатисское сельское поселение Дивеевского района » и неопределенного круга лиц к Главе муниципального образования «Сатисское сельское поселение Дивеевского района Нижегородской области о признании незаконными действий администрации по отклонению представления прокурора района.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой Дивеевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах муниципальными служащими Сатисской сельской администрации Дивеевского муниципального района. В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Невыполнение данных требований согласно положений ч.8 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки прокуратурой Дивеевского района в деятельности Сатисской сельской администрации были выявлены факты невыполнения указанных выше требований главой сельской администрации Чукриным А.В., который в разделе 5.1 «Справки о доходах и имуществе….», представленной за себя за несовершеннолетних дочерей ФИО4 и ФИО5 не указал сведения об имуществе, находящемся в пользовании семьи. В ходе проверки установлено. Что Чукрин А.В. вместе с дочерьми фактически проживает в жилом помещении в <адрес>. которое принадлежит на праве собственности его супруге. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, в соответствии с примечанием к разделу 5.1. Справки должно быть отражено в представленных сведениях. В связи с этим прокурор считает, что муниципальным служащим Чукриным А.В. было допущено нарушение требований ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», является грубым нарушением. С учетом этого 30.03.2011 года прокурором Дивеевского района в адрес главы местного самоуправления- Сатисского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области было направлено представление с требованием об устранении указанного нарушения федерального законодательства, привлечением виновных к ответственности. 19.04.2011 года Глава Сатисского сельсовета по результатам рассмотрения представления прокурора направил в прокуратуру Дивеевского района ответ, из которого следует, что выводы прокурора не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок заполнения Справок. Такой ответ не основан на законе и иных нормативных правовых актах. Форма Справки, заполненная Чукриным АВ. Была утверждена Постановлением главы Сатисской сельской администрации от 27.10.2010 года № 48, где в разделе 5.1 Справки «Сведения об обязательствах имущественного характера» и в примечаниях к графе «Основания пользования» прямо установлено, что в данной графе муниципальный служащий должен указывать такие основания пользования недвижимым имуществом, как договор, фактическое предоставление и пр. Таким образом, обязанность предоставления таких сведений установлена муниципальным правовым актом, а Чукрин А.В. требования этого акта не выполнил. Несоблюдение им указанного требования, соответственно невыполнение органом местного самоуправления требований прокуратуры района, противоречат положениями ст.2,6, 8, 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона 2О муниципальной службе в Российской Федерации», не соответствуют интересам Российской Федерации, муниципального образования, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, так как препятствуют реализации установленных законодательством Российской Федерации мер по противодействию. Коррупции на территории сельского Совета, создают благоприятные условия для коррупционных проявлений, возникновению чувства безответственности и безнаказанности за совершение коррупционного проступка. В связи с этим прокурор просит признать действия Главы местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевского района, выразившиеся в отклонении протеста прокурора Дивеевского района от 30.03.2011 года № 2-16/26-2011 незаконными.

В судебном заседании представитель прокуратуры Дивеевского района доводы заявления поддержал, просит их удовлетворить.

Глава органа местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевского района Нижегородской области Грушкина Т.П. в судебном заседании требования прокурора признала, что изложила в письменном заявлении в адрес суда. Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон" target="blank" data-id="12773">ст.173 ГПК РФ, ей судом разъяснены и представителю заинтересованного лица понятны.

Заслушав мнение представителя прокуратуры, мнение представителя заинтересованного лица, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст ст.45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Невыполнение данных требований, согласно положений ч.8 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проведенной прокуратурой Дивеевского района проверки было установлено, что главой Сатисской сельской администрации Чукриным А.В. в представленных Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги( супруга) и несовершеннолетних детей муниципального служащего» (далее- Справка) в отношении своих несовершеннолетних дочерей не отразил наличие в пользовании жилого помещения, в котором проживает семья Чукриных, принадлежащего на праве собственности его супруге. По результатам проверки прокуратурой внесено представление об устранении нарушения и привлечении виновных муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности. ( л.д.9) Данное представление прокуратуры главой местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевского района оставлено без удовлетворения, поскольку, по мнению Главы, в настоящее время не имеется нормативного правового акта, определяющего порядок заполнения указанных справок, сведения в справе заполнялись в соответствии с данными, содержащимися в сведениях о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме того, нарушения законодательства о противодействии коррупции в неотражении в указанных справок таких сведений не образуют состав дисциплинарного проступка. ( л.д.10)

Прокурор района, не согласный с такой позицией Главы местного самоуправления, считает его действия незаконными, отмечая, что правовая регламентация форма Справки предусмотрены постановлением № 48 от 27.10.2010 года Главы Сатисской сельской администрации.

Суд, изучив представленные материалы, считает позицию как прокурора, так и главы местного самоуправления не соответствующими закону в части суждений о регламентации обязанности муниципальных служащих по представлению сведений о доходах, имуществе, имущественных обязательствах.

Как установлено судом, 27.10.2010 года Главой Сатисской сельской администрации было принято Постановление № 48» Об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в Сатисской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области и соблюдения ограничений лицами, замещающими должности муниципальной службы».( л.д.11-13)

Изучение Справок, представленных Чукриным А.В. ( л.д.5-6, 7-8) свидетельствует, что на них имеется отметка о том, что форма Справок утверждена указанным Постановлением от 27.10.2010 года № 48.

Однако анализ указанных документов свидетельствует, что в указанном Постановлении не имеется никаких данных об утверждении указанной формы Справки. Следовательно указание на форме Справки на данное Постановление является необоснованном.

Исходя из этого довод прокурора о наличии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего требования к форме и содержанию Справки, не основаны на фактических обстоятельствах.

Вместе с тем, форма Справки, заполненной Чукриным А.В., утверждена Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в редакции Указана Президента РФ от 12.01.2010 года № 59), изданным в его исполнение Указом Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 года № 51.

Антикоррупционные нормы, касающиеся деятельности муниципальных служащих, в разрезе рассматриваемого дела, содержатся в нормах Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области», по смыслу указанных правовых актов указанные выше формы Справок о предоставлении сведений…. Подлежат заполнению и муниципальными служащими органом местного самоуправления.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не исключает возможности издания и муниципального нормативного акта по данному вопросу, однако его отсутствие само по себе не является основанием для неисполнения требований федерального законодательства и законодательства Субъекта Федерации.

Таким образом, в настоящее время имеется нормативно-правовое регулирование обязанности предоставлениями муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В этой связи доводы, приведенные Главой местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевского района не основаны на законе. В связи с этим заявление прокурора подлежит удовлетворению. Требования прокурора подлежат также удовлетворению и в связи с признанием их заинтересованным лицом.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что рассмотренным выше Постановлением Сатисской сельской администрации № 48 в п.14 предусмотрена возможность для муниципального служащего предоставить дополнительные материалы об имуществе, дать по ним объяснение. В этой связи вопрос о совершении дисциплинарного проступка, мере ответственности за этот проступок подлежит рассмотрению с учетом положений как антикоррупционного, так и трудового законодательства.

Согласно реализация" target="blank" data-id="13118">ст.258 ГПК РФ Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Дивеевского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконным действия Главы местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевс кого района Нижегородской области, выразившиеся в отклонении представления прокурора Дивеевского района от 30.03.2011 года № 2-16/26-2011 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и обязать Главу местного самоуправления Сатисского сельского поселения Дивеевского района Нижегородской области устранить данное нарушение.

В суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок через Дивеевский районный суд.

Председательствующий В.Г.Степанов