Дело № 2-186/2011 г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с.Дивеево ДД.ММ.ГГГГ Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего- судьи Степанова В.Г., с участием прокурора Вагина С.В., при секретаре- Бубнове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Дивеевского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Дивеевский район Нижегородской области» и неопределенного круга лиц к администрации Дивеевского района Нижегородской области о признании незаконными действий администрации по отклонению представления прокурора района, УСТАНОВИЛ : Прокурор Дивеевского района в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Дивеевский район Нижегородской области» и неопределенного круга лиц к администрации Дивеевского района Нижегородской области о признании незаконными действий администрации по отклонению представления прокурора района. Свои требования прокурор обосновывает тем, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой Дивеевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах муниципальными служащими администрации Дивеевского муниципального района. В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Невыполнение данных требований согласно положений ч.8 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки прокуратурой Дивеевского района в деятельности администрации были выявлены факты невыполнения указанных выше требований рядом муниципальных служащих. Так, Родионов А.И. в разделе 5.1 «Справки о доходах и имуществе….» не указал сведения об имуществе, находящемся в пользовании семьи, дома, находящегося в с.Дивеево. Аналогичные нарушения допущены муниципальными служащими Коршуновым С.А., Кузнецовой И.А., Чебурковым С.Н. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, в соответствии с примечанием к разделу 5.1. Справки должно быть отражено в представленных сведениях. В связи с этим прокурор считает, что муниципальными служащими было допущено нарушение требований ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», является грубым нарушением. С учетом этого 30.03.2011 года прокурором Дивеевского района в адрес главы администрации Дивеевского района Нижегородской области было направлено представление с требованием об устранении указанного нарушения федерального законодательства, привлечением виновных к ответственности. 20.04.2011 года Глава администрации по результатам рассмотрения представления прокурора направил в прокуратуру Дивеевского района ответ, из которого следует, что выводы прокурора не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок заполнения Справок. Такой ответ, по мнению прокурора, не основан на законе и иных нормативных правовых актах. Форма Справки, заполненная муниципальными служащими, была утверждена Решением Земского Собрания Дивеевского района от 04.09.09 года № 57, где в разделе 5.1 Справки «Сведения об обязательствах имущественного характера» и в примечаниях к графе «Основания пользования» прямо установлено, что в данной графе муниципальный служащий должен указывать такие основания пользования недвижимым имуществом, как договор, фактическое предоставление и пр. Таким образом, обязанность предоставления таких сведений установлена муниципальным правовым актом, а указанные муниципальные служащие требования этого акта не выполнили. Несоблюдение ими указанного требования, соответственно невыполнение органом местного самоуправления требований прокуратуры района, противоречат положениями ст.2,6, 8, 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона 2О муниципальной службе в Российской Федерации», не соответствуют интересам Российской Федерации, муниципального образования, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, так как препятствуют реализации установленных законодательством Российской Федерации мер по противодействию коррупции на территории района, создают благоприятные условия для коррупционных проявлений, возникновению чувства безответственности и безнаказанности за совершение коррупционного проступка. В связи с этим прокурор просит признать действия Главы администрации Дивеевского района, выразившиеся в отклонении протеста прокурора Дивеевского района от 30.03.2011 года № 2-16/30-2011 незаконными. В судебном заседании представитель прокуратуры Дивеевского района доводы заявления поддержал, просит их удовлетворить. Представитель органа местного самоуправления Дивеевского района Нижегородской области в судебное заседание не явился. От главы администрации Дивеевского района в суд поступило письменное заявление о признании требований прокурора и рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации района. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Дивеевского района. Заслушав мнение представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст ст.45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Невыполнение данных требований, согласно положений ч.8 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проведенной прокуратурой Дивеевского района проверки было установлено, что рядом муниципальных служащих администрации Дивеевского района в представленных Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги( супруга) и несовершеннолетних детей муниципального служащего» (далее- Справка) не отразили наличие в пользовании жилых помещений, в которых проживают их семьи. По результатам проверки прокуратурой внесено представление об устранении нарушения и привлечении виновных муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности. ( л.д.13) Данное представление прокуратуры главой администрации Дивеевского района оставлено без удовлетворения, поскольку, по мнению Главы, в настоящее время не имеется нормативного правового акта, определяющего порядок заполнения указанных справок, сведения в справе заполнялись в соответствии с данными, содержащимися в сведениях о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме того, нарушения законодательства о противодействии коррупции в неотражении в указанных справок таких сведений не образуют состав дисциплинарного проступка. ( л.д.14) Прокурор района, не согласный с такой позицией Главы местного самоуправления, считает его действия незаконными, отмечая, что правовая регламентация форма Справки предусмотрена Решением Земского Собрания Дивеевского района. ( л.д.15-16) Суд, изучив представленные материалы, считает позицию главы местного самоуправления не соответствующей закону в части суждений о регламентации обязанности муниципальных служащих по представлению сведений о доходах, имуществе, имущественных обязательствах. Как установлено судом, 04.09.2009 года Земским Собранием Дивеевского района Нижегородской области принято Решение «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которым утверждена форма Справки, предоставляемой муниципальным служащим (Л.д.15-16). Изучение Справок, представленных муниципальными служащими( л.д.5-12) свидетельствует, что на них имеется отметка о том, что форма Справки утверждена указанным Решением. Таким образом, довод прокурора о наличии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего требования к форме и содержанию Справки, основан на фактических обстоятельствах. Кроме того, форма Справки, заполненной муниципальными служащими, составлена во исполнение требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в редакции Указана Президента РФ от 12.01.2010 года № 59), изданным в его исполнение Указом Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 года № 51. Антикоррупционные нормы, касающиеся деятельности муниципальных служащих, в разрезе рассматриваемого дела, содержатся в нормах Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области», по смыслу указанных правовых актов указанные выше формы Справок о предоставлении сведений…. Подлежат заполнению и муниципальными служащими органов местного самоуправления. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не исключает возможности издания и муниципального нормативного акта по данному вопросу, однако его отсутствие само по себе не является основанием для неисполнения требований федерального законодательства и законодательства Субъекта Федерации. Таким образом, в настоящее время имеется нормативно-правовое регулирование обязанности предоставлениями муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В этой связи доводы, приведенные Главой администрации Дивеевского района не основаны на законе. В связи с этим заявление прокурора подлежит удовлетворению. Кроме того, оно подлежит удовлетворению и в связи с признанием требований прокурора со стороны администрации Дивеевского района. Согласно ст.258 ГПК РФ Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора Дивеевского района Нижегородской области удовлетворить. Признать незаконным действия Главы администрации Дивеевского района Нижегородской области, выразившиеся в отклонении представления прокурора Дивеевского района от 30.03.2011 года № 2-16/30-2011 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и обязать Главу администрации Дивеевского района Нижегородской области устранить данное нарушение. В суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок через Дивеевский районный суд. Председательствующий В.Г.Степанов