О включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-347/2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Дивеево ДД.ММ.ГГГГ

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего- судьи Степанова В.Г.,

при секретаре- Рябовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску

Юдакиной В.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дивеевскому району Нижегородской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ :

Юдакина В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району Нижегородской области, в котором просит признать незаконным отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, содержащийся в Решении № 16 от 25.08.2011 года, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за назначением такой пенсии, т.е. с 29.06.2011 года.

Свои требования в судебном заседании истица обосновывает тем, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет педагогическую деятельность в качестве воспитателя детских дошкольных учреждений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем детского сада № 1 в с.Дивеево Дивеевского района нижегородской области, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - воспитателем детского сада № 3 «Колокольчик» в с.Дивеево ( МДОУ «Детский сад № 3 «Колокольчик»). Посчитав, что выработала более 25 лет в педагогической должности, она 29.06.2011 года обратилась в ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району Нижегородской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако Решением от 25.08.2011 года № 16 в назначении такой пенсии ей было отказано по мотиву того, что она не выработала необходимые 25 лет педагогического стажа. Ответчик не зачел ей в педагогический стаж время нахождения её в декретном отпуске по уходу за сыном Андреем, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, при этом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей в стаж зачли, а оставшийся период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж не зачли. Она обратилась к юристам, которые разъяснили, что такой отказ ответчика незаконен. Аналогичную информацию она получила и с сайта «Учительской газеты». В связи с этим обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Представитель ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району нижегородской области по доверенности Гарин Н.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в связи с изменением пенсионного законодательства период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно не включен в специальный трудовой стаж, поскольку он учитывается только в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Данная позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Юдакиной В.В.

При вынесении такого решения суд основывается на положениях Конституции РФ, пенсионного законодательства, а также учитывает правовую позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда РФ от 14.01.2010 года № 4-В09-51, в определениях Липецкого областного суда от 27.04.2011 года № 33-1170/2011, Московского городского суда от 22.06.2010 года № 33-16007, Ульяновского областного суда от 15.03.2011 года.

Судом установлено, что по состоянию на день обращения истицы в ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району Нижегородской области она работает воспитателем детского дошкольного учреждения МДОУ «Детский сад № 3 «Колокольчик» в <адрес>.. Решением ГУ УПФ по Дивеевскому району № 16 от 25.08.2011 г. в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ ей отказано, поскольку, по мнению ответчика, педагогический стаж истицы составил 24 года 01 мес.27 дней, при этом с этот стаж не зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился сын Андрей, в связи с чем ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, данный отпуск закончился ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком из этого отпуска истице зачтен в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, остальная часть отпуска не зачтена, поскольку, по мнению ответчика, период с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачеты в специальный трудовой стаж в связи с изменением действующего законодательства.

Суд считает такую позицию ответчика не основанной на законе, связанной с неверным толкованием и применением пенсионного законодательства.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 данной нормы Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Список). Должности, в которых истица работала в детских дошкольных учреждениях, включены в этот Список.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у Юдакиной В.В. наступило ранее ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ), период нахождения её в указанном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанный специальный трудовой стаж, его продолжительность у Юдакиной В.В. превышает 25 лет, поэтому она имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".

Поэтому исковые требования Юдакиной В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Юдакиной В.В.- удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району Нижегородской области, содержащийся в решении от 25.08.2011 года № 16, в назначении Юдакиной В.В. досрочной трудовой пенсии по старости.

Включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж Юдакиной В.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ УПФ РФ по Дивеевскому району Нижегородской области назначить Юдакиной В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения за назначением пенсии, т.е. с 29.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок через Дивеевский районный суд.

Председательствующий В.Г.Степанов