О признании незаконными действий по невключению в список детей-сирот, обязании обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм



Дело № 2-352/2011 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Дивеево ДД.ММ.ГГГГ

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего- судьи Степанова В.Г.,

с участием прокурора Герасимова С.С.,

при секретаре –Бубнове В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Дивеевского района Нижегородской области в интересах Бронниковой А. А.вны к администрации Дивеевского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными действий администрации Дивеевского района Нижегородской области по невключению Бронниковой А. А.вны в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2011 год, о признании за Бронниковой А. А.вной права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, об обязании Министерства социальной политики Нижегородской области обеспечить Бронникову А. А.вну вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Дивеевского района Нижегородской области в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Бронниковой А. А.вны к администрации Дивеевского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными действий администрации Дивеевского района Нижегородской области по невключению Бронниковой А. А.вны в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2011 год, о признании за Бронниковой А. А.вной права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, об обязании Министерства социальной политики Нижегородской области обеспечить Бронникову А. А.вну вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки обращения Бронниковой А.А. было установлено нарушение её прав, допущенное администрацией Дивеевского района и Министерством социальной политики Нижегородской области. Бронникова А.А. является ребенком-сиротой, оставшейся без попечения родителей. Постановлением администрации Дивеевского района от ДД.ММ.ГГГГ над Бронниковой А.А. установлена опека, поскольку её мать-Бронникова М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец-Бронников А.Д. лишен родительских прав решением дивеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Елизарьевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области № 9 от 31.03.2010 года Бронникова А.А. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилищных условий по договорам социального найма, поскольку не имеет закрепленного за нею жилого помещения. 30.06.2011 года Бронникова А.А. закончила обучение в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме и в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, по мнению прокурора, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Между тем, в нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени Бронникова А.А. не обеспечена жилым помещением. Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», сводный список составляется Министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районом и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующих орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области. Администрацией Дивеевского района 01.03.2010 года в Министерство социальной политики Нижегородской области был направлен список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, на 2011 год, в который Бронникова А.А. не была включена.Бронникова А.А. включена в список детей-сирот лишь на 2012 год, при том, что право на внеочередное получение жилого помещения у неё наступило 30.06.2011 года. Таким образом, в связи с ненадлежащим выявлением и учетом детей-сирот должностными лицами администрации Дивеевского района Бронникова А.А. не может реализовать свое право на получение жилого помещения в 2011 году. В целях защиты нарушенного права Бронниковой А.А. прокурор обратился в суд с указанными выше требованиями.

В судебном заседании представитель прокуратуры Дивеевского района Нижегородской области Герасимов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.

Бронникова А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просит удовлетворить. Пояснила, что является ребенком-сиротой, своего жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет, из-за чего поочередно проживает у своих родственников и на съемных квартирах, просит суд принять решение в её пользу и восстановить нарушенные жилищные права.

Представитель администрации Дивеевского района по доверенности Туренко А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что действительно права Бронниковой А.А. были нарушены вследствие невключения её в список детей-сирот, которым в 2011 году предоставляются жилые помещения по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании представителю администрации Дивеевского района судом последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст.173 ГПК РФ разъяснены.

Суд убедился, что признание иска является добровольным, последствия признания иска представителю ответчика понятны.

С учетом того, что данное признание иска не нарушает прав сторон и третьих лиц, не противоречит закону, суд полагает возможным принять признание иска представителем администрации Дивеевского района и вынести решение об удовлетворении исковых требований, предъявленных прокурором Дивеевского района к администрации Дивеевского района.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела данный ответчик извещен надлежащим образом. От Министерства социальной политики в суд поступил письменный отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Также в данном отзыве содержится позиция ответчика, который заявленные исковые требования прокурора не признает. Свою позицию ответчик мотивирует тем, что хотя Бронникова А.А. и имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств областного бюджета как ребенок-сирота, однако это право не может быть ей обеспечено в 2011 году. Согласно п.12, 13 Положения, утвержденного Постановлением правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года список муниципального образования формируется ежегодно и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, предоставляется в Министерство на бумажном и электронном носителях. Министерство формирует и утверждает Сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году. Бронникова А.А. не включена в Сводный список на 2011 год, утвержденный приказом Министерства от 28.04.2010 года № 186, так как не была заявлена администрацией Дивеевского района для включения в указанный Сводный список в установленный срок. Вместе с тем, из искового заявления видно, что Бронникова А.А. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма постановлением администрации № 9 только 31.03.2011 года, то есть после срока формирования администрацией списка детей сирот на 2011 год. Поэтому предоставление Министерством Бронниковой А.А. жилого помещения по договору социального найма в 2011 году невозможно. Это невозможно и в связи с тем, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета. Поскольку Бронникова А.А. не была включена в Сводный список на 2011 год, средства в областном бюджете Нижегородской области на 2011 год на приобретение для неё жилого помещения не выделены, следовательно, дополнительное финансирование на указанные цели повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств и нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, по мнению Министерства, это может повлечь за собой нарушение прав детей-сирот, уже включенных в Сводный список на 2011 год. Однако Бронникова А.А. включена в Сводный список на 2012 год и будет обеспечена жилым помещением в 2012 году.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Елизарьевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От Елизарьевской сельской администрации в суд поступило и исследовано в судебном заседании учетное дело Бронниковой А.А. по учету её в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из материалов дела видно, что Бронникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком, оставшимся без попечения родителей, её мама умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав решением суда в ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Бронниковой А.А. установлена опека.

Следовательно, Бронникова А.А. относится к категории лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением в порядке, предусмотренном п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Во исполнение указанного положения закона Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 01.12.2008 года было утверждено «Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (далее - Положение)».

Согласно п.1 Положения данное Положение определяет состав сведений, структуру и порядок формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (далее - сводный список).

В соответствии с п.2 Положения Сводный список является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области (далее - министерство) с использованием информационных технологий в целях обеспечения:

а) учета детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области";

б) своевременного планирования бюджетных ассигнований для приобретения жилых помещений с целью последующего предоставления их детям-сиротам по договорам социального найма;

в) контроля за предоставлением детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма, приобретенных за счет средств областного бюджета.

Согласно п.3 Положения Сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - список муниципального образования). Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

В соответствии с п.5-6, 9 Положения в срок до 1 февраля года, предшествующего году окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не позднее чем за год до окончания обучения детей-сирот в учреждениях, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, руководители указанных учреждений представляют в органы местного самоуправления список выпускников, в котором указываются следующие сведения о детях-сиротах:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата рождения;

в) адрес места жительства (пребывания);

г) дата окончания пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

К списку выпускников прилагаются следующие документы по каждому ребенку:

а) копия муниципального правового акта об отнесении ребенка к указанной в пункте 1 настоящего Положения категории лиц;

б) копия свидетельства о рождении ребенка-сироты;

в) копия паспорта ребенка-сироты.

Органы местного самоуправления контролируют поступление информации, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Положения, и при необходимости сами запрашивают соответствующие данные.

Согласно п.10, 11 Положения включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот. В случае если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной в пункте 1. В список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, прекращения опеки (попечительства), а также окончания службы в Вооруженных силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уже наступил или наступит через год.

В соответствии с п.12 Положения Список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в министерство на бумажном и электронном носителях.

В судебном заседании установлено, что 01.03.2010 года за исх.. № 01-25-322 в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области администрацией Дивеевского района был направлен Список детей-сирот…, нуждающихся в предоставлении жилых помещений … в 2011 году, в который не была включена Бронникова А.А.

Вместе с тем, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ такое право у ней наступило 30.06.2011 года, после окончания среднего специального учебного заведения. Исходя из этого, в порядке исполнения требований указанного Положения администрация Дивеевского района обязаны была учесть её в указанном Списке на 2011 год, что не сделала.

С учетом изложенного и с учетом того, что администрацией Дивеевского района Нижегородской области исковые требования прокурора признаны и признание иска принято судом, исковые требований прокурора Дивеевского района, обращенные к администрации Дивеевского района, подлежат удовлетворению.

Суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора, обращенные также к Министерству социальной политики Нижегородской области.

Как указано выше, судом установлено право Бронниковой А.А. на внеочередное обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета как ребенка, оставшегося без попечения родителей, такое право у неё наступило 30.06.2011 года, оно предусмотрено п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

В силу указанного обеспечение этого права должно осуществляться путем возложения соответствующей обязанности на соответствующих государственный орган. Таким органом в Нижегородской области выступает Министерство социальной политики Нижегородской области.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует прямое указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное получение. Однако данное положение должно толковаться как свидетельство того, что жилье указанной категории граждан должно предоставляться незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

Суд не может согласиться с доводами Министерства социальной политики Нижегородской области, содержащимися в представленном в суд отзыве, поскольку они противоречат закону, влекут за собой нарушение прав Бронниковой А.А.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что Бронникова А.А. не была включена в Сводный список…. на 2011 год, что произошло вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей администрацией Дивеевского района. Однако указанное обстоятельство не может по смыслу Конституции РФ служить основанием для неисполнения закона Министерством социальной политики Нижегородской области. В силу положений бюджетного законодательства РФ Министерством социальной политики может быть решен вопрос о включении в расходные статьи бюджета Нижегородской области дополнительных средств на 2011 год для обеспечения Бронниковой А.А. жилым помещением, что не повлечет нецелевого использования бюджетных средств. Не основаны на законе и доводы о том, что право Бронниковой А.А. наступило после постановки её на учет нуждающихся 31.03.2011 года, поскольку она поставлена на такой учет 31.03.2010 года, при этом п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, как указано выше, устанавливает момент возникновения такого права не с датой постановки на учет, а с датой ( применительно к Бронниковой А.А.) окончания учебного заведения.

С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора Дивеевского района и обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Бронникову А.А. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дивеевского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Дивеевского района Нижегородской области, выразившихся в невключении Бронниковой А. А.вны в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2011 год.

Признать за Бронниковой А. А.вной право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Бронникову А. А.вну вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок через Дивеевский районный суд.

Председательствующий В.Г.Степанов