О признании незаконным бездействия администрации района



Дело № 2-394/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Дивеево. ДД.ММ.ГГГГ

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,

при секретаре Масловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дивеевского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Дивеевский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации Дивеевского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии антинаркотического плана на 2012 год,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дивеевского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие администрации Дивеевского района, выразившееся в непринятии антинаркотического плана на 2012 год.

Прокурор обосновывает свои требования следующим образом:

Прокуратурой Дивеевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления района законодательства в сфере противодействия наркомании, в ходе которой установлено, что администрацией Дивеевского района в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пп.8, 9, 46 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 №690, а также ст.5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 №16-3 «О профилактике наркомании и токсикомании» обязанность по разработке и реализации антинаркотических планов на 2012 не исполнена. Выполнение профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ осуществляется исключительно в рамках целевой муниципальной программы, действующей в муниципальном районе.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №3-ФЗ от 08.01.2008 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Указом Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2010 года» утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

Согласно п. 7 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту

Согласно п. 8 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» антинаркотическая деятельность -деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики. Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Подпунктами «ж», «з» пункта 9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» определены субъекты антинаркотической деятельности:

ж) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики

в субъектах Российской Федерации;

з) органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В соответствии с п.46 Стратегии, реализация Стратегии на муниципальном уровне, осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления.

Бездействие администрации Дивеевского района, выразившиеся в непринятии мер по разработке и реализации антинаркотических планов на 2012, не соответствует интересам Российской Федерации, муниципального образования «Дивеевский муниципальный район», и нарушают права и интересы неопределённого круга лиц, так как препятствуют реализации установленных Законодательством мер по противодействию наркомании на территории Дивеевского района.

Указанное бездействие администрации Дивеевского района может повлечь за собой самые негативные последствия для неопределенного круга лиц, которые в дальнейшем могут пострадать от фактов проявления наркомании как комплексного явления, возможность своевременного предотвращения которых может быть упущена вследствие отсутствия мероприятий. Тем самым может быть причинен существенный вред охраняемым законом интересам Российской Федерации и муниципального образования «Дивеевский муниципальный район».

В судебном заседании помощник прокурора Дивеевского района Вагин С.В. заявление прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель администрации Дивеевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В материалах дела имеется отзыв на заявление прокурора, подписанный управляющим делами администрации Дивеевского района Малышевым В.Н. в котором указано следующее.

Администрация Дивеевского района требование прокурора Дивеевского района не признает по следующим основаниям:

Постановлением администрации Дивеевского района от 26.11.2010 года была утверждена районная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Дивеевского района Нижегородской области на 2010-2012 годы». Данная программа является муниципальным нормативно-правовым актом, которая была опубликована, а значит, подлежит применению. Ссылка прокурора на то, что «выполнение профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ осуществляется исключительно в рамках целевой муниципальной программы, действующей в муниципальном районе» также подтверждает то, что прокурору заведомо известно о наличии в районе данной программы.

Данная муниципальная программа помимо прочего содержит также перечень программных мероприятий, сроки их исполнения, конкретных исполнителей, а также объемы финансирования. Таким образом, фактически и структурно данный документ отражает требования федерального и регионального законодательства в сфере наркомании, и ничем кроме наименования не отличается от «антинаркотического плана», а точнее - включает в себя данный план, который является приложением к данной программе,

Довод прокурора о том, что «бездействие администрации Дивеевского района, выразившееся в непринятии мер по разработке и реализации антинаркотических планов на 2012, не соответствует интересам РФ, муниципального образования «Дивеевский муниципальный район», и нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, так как препятствуют реализации установленных Законодательством мер по противодействии наркомании на территории Дивеевского района.» не является обоснованным по вышеназванным обстоятельствам. Вывод о том, что непринятие антинаркотического плана «может повлечь за собой самые негативные последствия для неопределенного круга лиц, которые могут в дальнейшем пострадать от фактов проявления наркомании как комплексного явления, возможность своевременного предотвращения которых может быть упущена вследствие отсутствия мероприятий» также не может быть принят судом, так как перечень программных мероприятий предусмотрен районной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Дивеевского района Нижегородской области на 2010-2012 годы».

Требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации Дивеевского района, выразившееся в непринятии антинаркотического плана на 2012 год, не является обоснованным, так как администрацией района уже принят нормативно-правовой акт по своей сути и содержанию отвечающий требованиям законодательства в сфере наркомании.

Заслушав помощника прокурора Дивеевского района Вагина С.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 09.06.2010г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

В соответствии с п.46 Стратегии, реализация Стратегии на муниципальном уровне, осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления.

В судебном заседании была исследована районная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Дивеевского района Нижегородской области на 2010-2012 годы», утвержденная постановлением администрации Дивеевского района от 26.11.2010 года №824.

Установлено, что Программа разработана на основании Федерального закона от 8 января 1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», постановления Правительства Нижегородской области от 22.06.2009г. №140 «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2009 – 2012 годы.

Однако при разработке данной программы не были учтены положения Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010г. №690.

При таких обстоятельствах заявление прокурора следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем обязать администрацию Дивеевского района принять антинаркотический план с учетом положений вышеуказанной Стратегии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Дивеевского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии антинаркотического плана на 2012 год, с учетом Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010г. №690.

Обязать администрацию Дивеевского района Нижегородской области устранить указанное нарушение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца.

Судья А.Н.Нагайцев