О признании незаконным отказа во въезде в ЗАТО



Дело № 2-498/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Дивеево. ДД.ММ.ГГГГ

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,

при секретаре Бубнове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корчагина А. В. о признании незаконным отказа во въезде в ЗАТО г.Саров и возложении обязанности на администрацию г.Саров оформить документы для въезда в город с последующей регистрацией по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Корчагин А.В. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным отказ во въезде в г.Саров и обязать администрацию г.Саров оформить ему документы для въезда в город с последующей регистрацией по месту жительства.

Корчагин А.В. обосновывает свои требования следующим образом:

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением об оформлении документов на въезд в администрацию г.Саров. Администрация г. Саров отказалась решать вопрос о постоянной регистрации на территории г. Саров, мотивируя тем, что в соответствии с «Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» от 11.06.1996 года № 693, предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (согласование с органами УФСБ по г. Саров). Допуск оформляется в порядке, установленном Законом РФ № 5485-1 от 21 июня 1993 года «О государственной тайне». В связи с чем необходимо оформить анкетный материал, что было сделано неоднократно. Учитывая, что у Корчагина А.В. имеется непогашенная судимость, органы УФСБ по г.Саров отказываются оформлять «согласование». На основании ст. 22 (абз. 2 части 1) «О государственной тайне» основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться наличие у него неснятой судимости за тяжкие преступления. Отказывая в согласовании разрешения на въезд в г.Саров. отдел УФСБ исходит из положений данной нормы, однако он не претендует на оформление такого допуска, поскольку не трудоустраивается на работы, связанные с допуском к государственной тайне. Само по себе проживание в г.Саров не означает безусловный доступ к государственной тайне гражданами, постоянно проживающими в г. Саров, но не занятых на работах, непосредственно связанных с государственной тайной, как не исключает возможность работать в ЗАТО проживающим в нем гражданам на предприятиях и в организациях по специальностям, не связанным с работой с государственной тайной.

Заявитель считает, что допуск к государственной тайне, оформляется при заключении трудового контракта, на предприятие, в организацию, где используются сведения, составляющие государственную тайну.

При въезде в г.Саров для воссоединения с семьей, необходимо руководствоваться иными нормами указанных правовых актов.

В соответствии п.12 Устава г.Саров, глава города по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеет право давать разрешение на въезд граждан в город Саров закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон: (исходя из данного положения, даже если у человека есть пропуск на въезд в город, это не значит, что он сможет попасть в так называемую промышленную зону – ВНИИЭФ, а также многочисленные испытательные площадки).

Между тем. п.22 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии, частности, предусматривает разрешение на въезд граждан для воссоединения с семьей, при наличии постоянно проживающих на территории закрытого образования близких родственников (жена ФИО1 является уроженкой города Саров).

П.23 данного Положения закрепляет, что наличие собственности, находящейся на территории закрытого образования, может служить основанием для въезда и проживания владельца собственности на территории закрытого образования. В городе Саров ДД.ММ.ГГГГ приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. <адрес> (Свидетельство о государственной регистрации права <адрес>). в соответствии с Семейным Кодексом РФ ст. 34. являющаяся совместной собственностью супругов, поскольку приобретена в период брака (независимо от того, на имя кого из супругов она приобретена, либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства - ч. 2 ст. 34 СК РФ). Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Каждый, кто законно находится на территории РФ. имеет право свободно выбирать место жительства (ст. 27 Конституции РФ). В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением. Гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи (ч. 2 ст.288 ГК РФ).

Таким образом, отказ во въезде на территорию ЗАТО г. Саров является нарушением конституционных прав и свобод со стороны органов государственной власти и управления.

В связи с таким отказом разъединена семья, что является серьезным нарушением конституционных прав.

Корчагин А.В., представители Администрации г.Сарова и отдела УФСБ РФ в г.Саров, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц на основании ст.257 ч.2 ГПК РФ.

Представителем Администрации г.Саров представлен письменный отзыв на заявление Корчагина А.В. в котором указано, что Администрация г.Сарова с требованиями заявления не согласна, сообщается следующее:

На основании п.2 ст.4 Закона «О ЗАТО», пунктов 18, 19 Положения о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии, разрешение на въезд для постоянного проживания на территории ЗАТО должно быть согласовано с органами федеральной службы безопасности. В соответствии с вышеназванным Положением согласование с органами федеральной службы безопасности предусматривает «оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность». Указанное согласование производится для подтверждения возможности оформления гражданину сопряженного с въездом в ЗАТО допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Для получения согласования ФСБ (оформление допуска) заявителю необходимо оформить и направить в режимно-секретное управление Администрации города Сарова анкетный материал с приложением необходимых документов.

Согласно сведениям, предоставленным заместителем начальника режимно-секретного управления Администрации города Сарова, анкетный материал Корчагина А.В. в Администрацию не поступал.

Представителем отдела УФСБ РФ в г.Саров представлен письменный отзыв на заявление Корчагина А.В. в котором сообщается следующее:

Корчагин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ст.162 ч.2 п. «а, в, г» УК РФ.

На основании п. 2 ст. 4 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.92 г. «О закрытом административно-территориальном образовании», пунктов 18, 19 постановления Правительства РФ № 693 разрешение на въезд для постоянного проживания на территории ЗАТО должно быть согласовано с органами федеральной службы безопасности. В соответствии с «Положением о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии», утвержденным постановлением Правительства РФ № 693 от 31.06.96 г., согласование с органами Федеральной службы безопасности предусматривает «оформление допуска, к сведениям, составляющим государственную тайну, -или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность». Указанное согласование производится для подтверждения возможности оформления гражданину сопряженного с въездом в ЗАТО допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Допуск оформляется по основаниям и в порядке, установленном Законом РФ № 5485-1 от 21.07.93 г. «О государственной тайне».

На основании п.1 ст.5 Закона РФ № 5485-1 от 21.07.93г. «О государственной тайне» и Указа Президента РФ № 90 от 11.02.06. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дислокация режимных и особо важных объектов составляет государственную тайну. Каждый житель ЗАТО фактически является секретоносителем, так как знает систему охраны контролируемых зон, расположение и систему охраны особо важных объектов.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В рассматриваемом случае ограничивается Законом конституционное право г-на Корчагина А.В. на свободу передвижения, предусмотренное ст. 27 Конституции РФ, поскольку он совершил преступление, производственной связи с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» не имеет и не может быть допущен к государственной тайне, а, следовательно, не может въехать на территорию ЗАТО г.Саров. Кроме этого, до осуждения и в настоящий момент Корчагин А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> следовательно его право на жилье не нарушается, т.к. он не имеет постоянного места жительства на территории ЗАТО г.Саров. Имея свою жилплощадь, Корчагин А.В. может проживать по указанному выше адресу совместно со своей семьей, в связи с чем, нарушений конституционных прав не имеется.

На основании имеющейся судимости и отсутствия производственной связи с объектами ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» допуск Корчагина А.В. к государственной тайне, а, следовательно и въезд его в ЗАТО г.Саров, не целесообразны.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Корчагина А.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В порядке ст. 254, 255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Закрытым административно-территориальным образованием, в силу ст. 1 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании», признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

В соответствии со ст. 3 указанного выше Закона, особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничение на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании», органы местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами Федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него.

Во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» постановлением Правительства РФ № 693 от 11.06.1996 года утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии.

Согласно п. 18 указанного Положения, въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом Федеральной службы безопасности. Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Допуск оформляется в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом Законе.

В соответствии с п. 19 руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.

Судом установлено, что Корчагин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного ст.162 ч.2 п. «а, в, г» УК РФ. Из мест лишения свободы он освободился ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время проживает в <адрес> в квартире, принадлежащей ему и его матери на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ Корчагин А.В. заключил брак с ФИО1, которая проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 оформлено право собственности на квартиру, расположенную в <адрес>. Данная квартира приобретена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Корчагин А.В. обратился с заявлением в администрацию г.Сарова с просьбой разрешить ему въезд на постоянное проживание в городе (лд 19).

На данное заявление он получил ответ главы администрации г.Саров в котором ему было предложено оформить анкетный материал, который со всеми необходимыми приложениями (фотографии, копии справки об освобождении) направить в режимно-секретное управление Администрации г.Саров.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что после подачи заявления на въезд в г.Саров Корчагин А.В. предоставлял в режимно-секретное управление Администрации г.Саров анкетный материал, со всеми необходимыми приложениями. Поэтому у суда нет оснований ставить под сомнение сообщение заместителя начальники режимно-секретного управления о том, что анкетный материал на Корчагина А.В. в Администрацию г.Сарова не поступал (лд 18).

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.22 Закона РФ от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» наличие у гражданина неснятой судимости за тяжкие преступления является основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Корчагин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, что является основанием для отказа ему в допуске к государственной тайне в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне», а, следовательно, и в согласовании ему въезда в соответствии с п.18 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии, поскольку согласование въезда предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Отказ во въезде на территорию ЗАТО г.Сарова не нарушает права Корчагина А.В. на свободу передвижения, выбор места пребывания и место жительства, поскольку отказ во въезде в данном случае основан на положениях федерального закона. В тоже время он не лишен возможности общаться со своей женой за пределами ЗАТО г.Сарова.

Наличие в совместной собственности Корчагина А.В. и его жены на территории г.Сарова жилого помещения само по себе не представляет ему каких-либо преимуществ по отношению к другим гражданам, так как предоставление таких преимуществ не предусмотрено Законом РФ «О государственной тайне».

При подаче заявления Корчагиным А.В. не была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей (п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ). Поэтому в соответствии со ст.103 ГПК РФ с него подлежит удержанию государственная пошлина в размере 200 рублей, которая в соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию в муниципальный бюджет Дивеевского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Корчагину А. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа во въезде в ЗАТО г.Саров и возложении обязанности на администрацию г.Саров оформить документы для въезда в город с последующей регистрацией по месту жительства.

Взыскать с Корчагина А.В. в муниципальный бюджет Дивеевского района государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н.Нагайцев