именем Российской Федерации.
20 октября 2010 года. г.Дюртюли РБ.
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хабибуллина А.Ф., при секретаре Гареевой Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1157/2010 по исковому заявлению Самиева Р.З. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии, -
У С Т А Н О В И Л :
Самиева Р.З. обратилась в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ, указав, что решением территориального Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Самиева Р.З. не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в Дюртюлинском производственном комбинате. Считая данный отказ незаконным, Самиева Р.З. просит в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанный период времен, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.4).
В судебном заседании истица Самиева Р.З. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование своих доводов пояснив, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, постоянно работала в должности <данные изъяты> мебельного цеха Дюртюлинского производственного комбината. Ее должностные обязанности заключались в изготовлении плит для производства мебели, их прессовании на станке. При этом, использовался клей, в состав которого входила <данные изъяты>, являющаяся веществом 3 класса опасности и <данные изъяты>, являющийся веществом 2 класса опасности. Однако, как в трудовой книжке, так и в приказе по предприятию, при принятии Самиевой Р.Х. на работу, занимаемая ею должность указана как ученица прессовщицы. По достижению трудового стажа, а именно ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальное Управление Пенсионного фонда, для назначения досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ей было отказано, в виду отсутствия требуемого трудового стажа, при этом Пенсионным фондом был зачтен в специальный трудовой стаж период времени ее работы <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>. С данным отказом Самиева Р.З. не согласна, поскольку в указанные периоды, работала на вредном производстве с тяжелыми условиями труда, что соответственно подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. В связи с чем, Самиева Р.З. просит в судебном порядке признать отказ территориального органа в назначении пенсии незаконным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы в должности прессовщицы, назначив ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ Галеев А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что основанием для отказа в назначении Самиева Р.З. досрочной трудовой пенсии по старости явилось то, что включение в специальный стаж вышеуказанных периодов времени, не предусмотрено действующим законодательством. Должность ученицы <данные изъяты>, не предусмотрена в Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с указанным Списком, правом на льготную трудовую пенсию пользуются <данные изъяты>, работа в которой Самиева Р.З. была включена в специальный стаж. В связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Самиева Р.З., оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.
Привлеченный судом в качестве третьего лица - представитель ОАО «Дюртюлинский производственный комбинат» Шакиров И.М., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), исковые требования Самиева Р.З. считает обоснованными. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ Самиева Р.З. работала в мебельном цехе, выполняя работу по прессованию, с использованием клея и кислоты, отнесенных к категории вредных веществ. Ориентировочно с ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие производственной деятельностью не занимается, в настоящее время в штате предприятия состоит лишь его директор и бухгалтер.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Допрошенные в судебном заседании свидетели Баязова Е.А., Фазлыева Н.М., Гарипова Р.А. показали, что вместе с Самиева Р.З. работали в мебельном цехе и занимались изготовлением плит для производства мебели, с использованием клея и кислоты, путем их прессования на станке. При принятии на работу Самиева Р.З. была оформлена как <данные изъяты>, однако фактически весь период занималась работой <данные изъяты>. Используемое на предприятие название ученицы, предполагалась для ознакомления вновь принятого работника с работой <данные изъяты>, являлось временным и подразумевалось о дальнейшем его переходе к самостоятельной работе прессовщика.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Мусин Г.Г., ранее работавший в должности экономиста по труду Дюртюлинского производственного комбината, показал, что наименование должности <данные изъяты>, использовавшегося на предприятии при издании приказов, были допущены из-за ошибки специалиста по кадрам. Самиева Р.З. фактически выполняли работу <данные изъяты>, связанную с использованием веществ 2 и 3 класса опасности, путем прессования плит на станке. К ее заработной плате производились доплаты за вредность, выдавалось <данные изъяты>.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Фазлыева Н.М., ранее работавший в должности инспектора по кадрам Дюртюлинского производственного комбината, показала, что Самиева Р.З. работала <данные изъяты> на производстве связанным с использованием клея, в состав которого входили вещества 2 и 3 класса опасности. Наименование должности как <данные изъяты>, в отношении Самиева Р.З., а также в отношении других работников, было указано ею в приказах и трудовых книжках работников, фактически являлось неверным. При принятии на работу в качестве <данные изъяты>, предполагалось что первый месяц работы для работника будет ознакомительным, после чего работник приступал к самостоятельной работе, в качестве <данные изъяты>. Однако, данный месячный срок в приказах при принятии на работу не указывался, приказ о назначении работника <данные изъяты> по предприятию не издавался.
Согласно представленной копии трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ Самиева Р.З. принята <данные изъяты> мебельного цеха Дюртюлинского производственного комбината и уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).
Решениями Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении Самиева Р.З. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, по причине отсутствия требуемого стажа работы на тяжелых условиях труда. В специальный стаж не засчитаны, в том числе периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве ученицы прессовщицы, поскольку данная профессия не предусмотрена Списком №. В специальный стаж Самиева Р.З. зачтены периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периода нахождения в отпусках без содержания), в должности прессовщицы мебельного цеха (л.д.5, 45-46).
В соответствии, со ст.27 ч.1 п.2 Федерального Закона РФ №173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из указания Министерства социальной защиты населения РСФСР №1-28-У от 20.04.2010 года, следует, что пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста, назначаются гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда на один год за каждые два года такой работы женщинам. Правом на пенсию с уменьшением возраста пользуются женщины достигшие 52 лет и имеющих стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 6 лет 3 месяцев (л.д.47).
Согласно Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 года «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», правом на пенсию по возрасту (старости) на льготных основаниях имеют - прессовщики древесных и костровых плит, занятые на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Действительно, согласно имеющимся приказам и записям в трудовой книжке, Самиева Р.З. в оспариваемый ею период времени, работала в должности <данные изъяты>. Наименование данной должности, не предусмотрено вышеуказанным «Списком должностей».
Вместе с тем, в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как установлено в ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела, Самиева Р.З. в оспариваемый период времени, работая в мебельном цехе Дюртюлинского производственного комбината, фактически занималась работой с тяжелыми условиями труда. Из утвержденных норм расхода на изготовление следующих изделий - тумба для радиоаппаратуры, спинки для детской и металлической кровати, следует, что при их изготовлении использовался <данные изъяты>, являющуюся веществом 3 класса опасности и <данные изъяты>, являющийся веществом 2 класса опасности (л.д.49-57).
Из акта документальной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в журнале учета инструктажей по технике безопасности мебельного цеха за ДД.ММ.ГГГГ, Самиева Р.З. значится как <данные изъяты>, имеются отметки о проведении инструктажа. В технологических процессах по производству мебели, указано об использовании <данные изъяты> и <данные изъяты>, отнесенных к веществам 3 и 2 класса опасности, а также о том, что данные работы производит <данные изъяты> (л.д.25).
Выполнение Самиева Р.З. работы с вредными и тяжелыми условиями труда в оспариваемый период времени, частично подтверждается и самим решением Пенсионного фонда, которым в отсутствие приказа о принятии на работу в качестве <данные изъяты>, включен в специальный стаж работы Самиева Р.З., период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> мебельного цеха. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, данный период трудовой деятельности, включен в стаж Самиева Р.З. на основании издания приказа о присвоение Самиева Р.З. в ДД.ММ.ГГГГ 2 разряда прессовщицы.
Кроме того, суд исходит из того, что в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №7/2-12 от 10 января 1985 года «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Выпуск 40, Раздел: Производство мебели», такая должность как ученица прессовщицы, не предусмотрена при производстве мебели.
Возражения ответчика - представителя территориального органа Пенсионного фонда РФ, о том, что наименование должностей в трудовой книжке и приказах, препятствует назначению Самиева Р.З. досрочной трудовой пенсии, судом признаются необоснованными по следующим основаниям:
Суд исходит из того, что правильность заполнения трудовой книжки, законность издаваемых приказов, является обязанностью работодателя, и не может быть возложена на работника. Неверные записи в приказах и трудовой книжке Самиева Р.З., о том, что истица работала в должности «<данные изъяты>», вместо «<данные изъяты>», по мнению суда не может является основанием для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом, работа в должности ученика прессовщика, как указано в трудовой книжке Самиева Р.З., не могла длиться около 4-х лет. В приказах о предоставлении ежегодного отпуска за оспариваемый период, должность Самиева Р.З. указана как <данные изъяты> (л.д.28-33). Из справок о заработной плате Самиева Р.З. следует, что ее размер равен с заработными платами Нуркаевой Р.Ф. и Ялаевой И.Г., работавшими в должности <данные изъяты> (л.д.9, 43-44).
Соответственно, периоды работы Самиева Р.З. в должности <данные изъяты>, подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, как периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
В соответствии, со ст.19 ч.1, 2 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно, решения № от ДД.ММ.ГГГГ, Самиева Р.З. обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ - ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ в назначении Самиева Р.З. досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать право Самиева Р.З. на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующий период трудовой деятельности :
- работы в должности <данные изъяты> мебельного цеха Дюртюлинского производственного комбината с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить и выплачивать Самиева Р.З. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления, через суд принявший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено - 22 октября 2010 года.
Судья Дюртюлинского
районного суда РБ А.Ф. Хабибуллин