о назначении досрочной трудовой пенсии



дело № 2-1204/2010

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года город Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Низамовой А.Р.,

с участием истицы Семеновой Л.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан – Галеева А.А.,

при секретаре Рафиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Л.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Семенова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан, в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указала, что ответчик на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответил отказом, о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. С отказом в назначении пенсии не согласна, считает, что ей необоснованно не зачли в специальный стаж период с работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в указанный период она была занята на работах с осужденными в качестве медицинской сестры в учреждении ИЗ-3/5.

В судебном заседании истица Семеновой Л.И. исковые требования поддержала, пояснила, что в изоляторе содержатся как подследственные, так и осужденные. В том, что при подаче сведений индивидуального персонифицированного учета не проставлялся код особых условий труда, ее вины нет. Она ежедневно выполняет все назначения, процедуры осужденным, забирает в обязательном порядке анализы у отправляющихся на этап, ежедневно через медсанчасть проходит очень много людей, в том числе имеющих ВИЧ-инфекции, туберкулез. Большинство подследственных имеют уже судимости, то есть тоже являются более опасным контингентом - осужденными.

Представитель ответчика – Галеев А.А. иск не признал, пояснил, что учреждение, где работает истица, не является учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы. Данное учреждение исполняет наказание только в отношении таких осужденных, которые оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Считает, что не доказан факт работы с осужденными более 80% рабочего времени.

Представитель третьего лица – ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 ГПК РФ).

Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляет лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, право на назначение трудовой пенсии по старости. Женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 установило, что к лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85.

В пункте 3 названного Списка от 1994 года указаны медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.

Должность, занимаемая истицей – «медицинская сестра» относится к среднему медицинскому персоналу и дает право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, что ответчиком не оспаривается.

Отказывая Семеновой Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик в оспариваемом решении указал, что не подтверждена занятость истицы на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, а также на то, что ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан (далее - изолятор) не относится к учреждениям, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, поскольку по своему Уставу предназначено для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных). По утверждению ответчика, изолятор исполняет уголовное наказание в виде лишения свободы только в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

В соответствии с частью 9 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

В разделе 4 УИК РФ «Исполнение наказаний в виде лишения свободы» в статье 74 указано, что исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения являются исправительными учреждениями.

В этой же статье указано, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исходя из изложенного, несостоятелен довод ответчика о том, что изолятор не исполняет функции по исполнению наказания в отношении осужденных к лишению свободы, так как изолятор является исправительным учреждением для осужденных к лишению свободы, которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, которые перемещаются из одного места отбывания наказания в другое. Также изолятор осуществляет функции по исполнению наказания в отношении таких осужденных к лишению свободы, которые осуждены на срок менее 6 месяцев и которые оставлены в изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Согласно справок ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года по состоянию на данные даты в изоляторе содержалось соответственно <данные изъяты> человек. Из них на ДД.ММ.ГГГГ года следственно арестованных только 200 человек, на ДД.ММ.ГГГГ человек, то есть значительная часть лиц, содержащихся в изоляторе – осужденные.

Данный изолятор обслуживает № район Республики Башкортостан.

Как пояснил в судебном заседании 20 октября 2010 года представитель изолятора Миндикаев А.А., уточняющую справку отозвали в связи с тем, что после проверки, проведенной пенсионным органом, пенсионный орган рекомендовал им отозвать уточняющую справку. Считает, что требования Семеновой подлежат удовлетворению. В изоляторе в основном содержатся осужденные, движение по изолятору составляет около <данные изъяты> человек в день, часть убывает на этап, часть прибывает. Из обвиняемых, содержащихся в изоляторе, есть такие, которые осуждены по ранее вынесенным приговорам.

Должность медицинской сестры указана в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на 2009 год, утвержденном начальником ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан и согласованном государственным экспертом труда Министерства труда Республики Башкортостан.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 своего Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Исходя из конкретных обстоятельств данного дела, суд приходит к выводу, что ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан является учреждением по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, работа в котором дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Из трудовой книжки Семеновой Л.И. следует и никем не оспаривается, что она работает в изоляторе в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ и продолжает работать по настоящее время.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ, предусмотренных соответствующими Списками (Перечнями), не менее 80% рабочего времени. В это время входит осуществление подготовительных и вспомогательных операций.

Суд находит представленные доказательства достаточными для того, чтобы установить непосредственную и постоянную занятость Семеновой Л.И. с осужденными и такие доказательства опровергают доводы ответчика о занятости истицы на работах с осужденными менее 80% рабочего времени.

Так, данных о совмещении истицы своей должности медицинской сестры с иной должностью, либо о переводе истицы не представлено.

Истица постоянно в спорный период работала в должности медицинской сестры.

Согласно должностной инструкции медицинской сестры ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, медицинская сестра проводит амбулаторный прием больных совместно с врачом или фельдшером, выполняет все назначения врача, в том числе ВИЧ-инфицированным, туберкулезным больным, проводит утренние и вечерние процедуры амбулаторным больным, берет анализы крови на ВИЧ-инфекцию и сифилис у осужденных и подследственных, измеряет температуру стационарным больным утром и вечером, наблюдает за дыханием, пульсом, измеряет артериальное давление, определяет суточный диурез, производит сбор анализов, подготавливает и направляет больных на рентгенологическое исследование, обеспечивает личную гигиену больных (уход за кожей лица, полости рта, проведение туалета), смену нательного и постельного белья, знакомит вновь прибывших больных с правилами внутреннего распорядка, личной гигиены, режима дня, ведет журнал движения больных стационара, заполняет иную медицинскую документацию, проводит санитарные обходы камер, выполняет все назначенные инъекции и капельные вливания, отпускает отпуск лекарств больным, принимает и проводит осмотр больных.

Данная должностная инструкция составлена на 2010 год, однако оснований полагать, что в более ранние периоды должностные обязанности истцы были иными, не имеется.

Суд запрашивал от третьего лица – изолятора должностные инструкции истицы за весь спорный период, однако как пояснил представитель изолятора Миндикаев А.А., должностные инструкции составляются каждый год и инструкции за более ранние периоды уничтожены. Также пояснил, что функциональные обязанности медицинской сестры не поменялись.

В связи с изложенным, следует признать, что в течение всего спорного периода истица работала в качестве медицинской сестры непосредственно с осужденными и подследственными.

С учетом хронометража рабочего времени медицинской сестры Семеновой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно было установлено, что она более <данные изъяты>% рабочего времени занята с осужденными.

Хронометраж проведен с участием работника изолятора, то есть работодателя, в подтверждение статуса больных как осужденных представлена справка с указанием по осужденным приговора, суда, который вынес приговор, и даты. Работы, отраженные при осуществлении хронометража, соответствуют должностной инструкции истицы.

Судом исследованы представленные изолятором выборочно предварительные списки на этапирование на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых установлено, что на этап готовится в среднем <данные изъяты> человек осужденных.

Как пояснили истица и представитель изолятора, отправка осужденных на этап (для отбывания наказания) осуществляется каждые 4 дня, при этом готовятся предварительные списки с тем, чтобы заблаговременно по отправляющимся на этап осужденным был проведен медосмотр, забраны все необходимые анализы, сделаны прививки.

Также судом исследованы журнал учета подкожных, внутримышечных инъекций процедурного кабинета медицинской части, журнал учета внутривенных инъекций процедурного кабинета, журнал учета перевязок, из которых видно, что медицинскими сестрами ежедневно выполняются ряд назначений, требующих непосредственного контакта с больными, в том числе осужденными.

То обстоятельство, что в журналах за более ранние периоды не содержится отметок о том, кто является осужденным, а кто подследственным, не должно ставить под сомнение работу истицы с осужденными.

Вывод о работе истицы с осужденными в течение 80% рабочего времени и более суд делает с учетом всех представленных доказательств в совокупности.

Суд учитывает, что в изоляторе более чем 2/3 от числа всех содержащихся лиц содержатся осужденные к лишению свободы.

Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 16 ноября 2006 года № 514-О указал, что установление для этих лиц (работников учреждений, исполняющих наказание) льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.

Исходя из изложенного, принимая во внимание состав контингента, содержащегося в изоляторе, риск, которому подвергает себя истица, работая с данным контингентом ежедневно, учитывая, что ответчиком не опровергнут довод истицы о том, что более 80% рабочего времени у нее приходится на работу с осужденными, суд находит, что истица имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Также суд принимает во внимание, что уточняющая справка отозвана работодателем не по причине представления несоответствующих действительности сведений, а по иным основаниям.

Поскольку функциональные обязанности истицы не менялись, суд находит установленным тот факт, что в более ранние периоды истица также была занята на работах с осужденными 80 и более процентов рабочего времени.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Семеновой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении 50-ти летнего возраста.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Семеновой Л.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Семеновой Л.И. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан назначить Семеновой Л.И. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН России по Республике Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись А.Р. Низамова

Копия верна. Судья