о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1371/2010

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года город Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Низамовой А.Р.

с участием истицы Шарифуллина Ф.Н., ее представителя - Шакирова И.М.,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ Галеева А.А.,

при секретаре Рафиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарифуллина Ф.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда России по Дюртюлинскому району и городу Дюртюли РБ о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шарифуллина Ф.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании в ее пользу понесенных расходов на оплату услуг представителя в <данные изъяты> рублей и оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование своих требований Шарифуллина Ф.Н. указала, что по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не включив в специальный стаж период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что действовавшее на момент представления отпуска по уходу за ребенком законодательство позволяло включать время такого отпуска в специальный стаж. Кроме того, поскольку во время прохождения курсов повышения квалификации, за работником сохраняется заработная плата и рабочее место, на курсах работник продолжает заниматься профессиональной деятельностью, то время нахождения на курсах также должно быть зачтено в специальный стаж.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, уточнила, что на курсах повышения квалификации была в <данные изъяты>, в иске допущена опечатка.

Представитель Шарифуллина Ф.Н. - Шакирова И.М. просила иск удовлетворить в полном объеме, пояснила, что помимо участия в судебном заседании по представлению интересов истицы, она подготовила иск, давала консультации.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ Галеев А.А. иск не признал и пояснил, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, тогда во время нахождения на курсах повышения квалификации педагогическая деятельность не осуществлялась. Отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен, так как с указанной даты соответствующий нормативно-правовой акт утратил силу.

Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список).

Судом установлено, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Шарифуллина Ф.Н. не засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости следующие периоды: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения за пенсией продолжительность педагогической деятельности Шарифуллина Ф.Н. исчислена ответчиком в <данные изъяты>.

С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Таким образом, в момент возникновения правоотношения, т.е. в момент ухода Шарифуллина Ф.Н. в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, действовала Кодекс законов о труде РСФСР, статья 167 которого предусматривала, что отпуск по уходу за ребёнком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 15 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в период нахождения Шарифуллина Ф.Н. в отпуске по уходу за ребёнком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривает, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В силу ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Суд исходит из того, что не допустимо распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав.

Далее. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку с указанной заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, период нахождения работника на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд считает, что периоды нахождения Шарифуллина Ф.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должны быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» п.23 указывается, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Учитывая, что на момент обращения истицы в Управление Пенсионного фонда стаж работы в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости составил более <данные изъяты> лет, суд считает, что истица имеет право на досрочное назначении пенсии по старости с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается судебных расходов, то суд, учитывая, что по делу состоялось одно судебное заседание, где и участвовала представитель истицы, учитывая работу представителя по подготовке иска, а также учитывая, что дело не представляет особой сложности, находит возможным взыскать в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст., 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Шарифуллина Ф.Н. досрочной трудовой пенсии по старости неправомерным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан назначить Шарифуллина Ф.Н. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период нахождения Шарифуллина Ф.Н. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан в пользу Шарифуллина Ф.Н. понесенные ею расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись А.Р. Низамова

Копия верна. Судья

Копия верна. Судья