2-119/2011, Галимов Ф.М. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Решение вступило в законную силу. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

11 марта 2011 года. г.Дюртюли РБ.

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хабибуллина А.Ф., при секретаре Гареевой Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-119/2011 по исковому заявлению Галимова Ф.М. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии, -

У С Т А Н О В И Л :

Галимов Ф.М. обратился в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ, указав, что решением территориального Пенсионного фонда от 17.01.2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Галимову Ф.М. не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, период работы с июля 1991 по ноябрь 1994 года, и с мая 1995 года по июнь 2000 года, в должности машиниста промывочного агрегата в управлении буровых работ. Считая данный отказ незаконным, Галимов Ф.М. просит в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды времени, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец Галимов Ф.М., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование своих доводов пояснив, что фактически в период времени с мая 1989 года по июнь 2000 года, постоянно работал в должности машиниста промывочного агрегата в Дюртюлинском управлении буровых работ. Однако, как в трудовой книжке, так и в приказах по предприятию, занимаемая должность машиниста, указана за период работы с июля 1991 по ноябрь 1994 года, с мая 1995 года по июнь 2000 года. По достижению возраста, а именно 13 января 2011 года он обратился в территориальное Управление Пенсионного фонда, для назначения досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ему было отказано, в виду отсутствия требуемого трудового стажа. При этом, Пенсионным фондом, в том числе не был зачтен в специальный трудовой стаж период времени его работы машинистом с июля 1991 по ноябрь 1994 года, с мая 1995 года по июнь 2000 года, указанный в его трудовой книжке. С данным отказом Галимов Ф.М. не согласен, поскольку в указанные периоды, работал на вредном производстве с тяжелыми условиями труда, что соответственно подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. В связи с чем, Галимов Ф.М. просит в судебном порядке признать отказ территориального органа в назначении пенсии незаконным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы в должности машиниста с июля 1991 по ноябрь 1994 года, и с мая 1995 года по июнь 2000 года, назначив ему досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ Галеев А.А., действующий на основании доверенности №1 от 05.01.2010 года, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что основанием для отказа в назначении Галимову Ф.М. досрочной трудовой пенсии по старости явилось то, что включение в специальный стаж вышеуказанных периодов времени, не предусмотрено действующим законодательством. Действительно должность машиниста промывочного агрегата, предусмотрена в Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Однако, в оспариваемый Галимовым Ф.М. период он работал машинистом в отрасли «Бурение», а не в «Добыче нефти и газа», указанного в Списке №2. В связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Галимова Ф.М., оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Допрошенные в судебном заседании свидетели Гафаров Р.Ф., Топычканов И.И., Набиева Ф.М., Мухаметшин Г.Г. показали, что вместе с Галимовым Ф.М. работали в Дюртюлинском управлении буровых работ. В 1989 году Галимов Ф.М. прошел краткосрочное обучение и начал работать машинистом промывочного агрегата. В данной должности Галимов Ф.М. проработал до 2000 года. Поскольку на тот период времени, управление буровых работ фактически входило в состав НГДУ «Чекмагушнефть», Галимов Ф.М. работая на спецтехнике выполнял работу связанную, в том числе с добычей нефти, использованием вредных и опасных веществ.

Согласно записям в трудовой книжки и архивной справки, Галимов Ф.М. в оспариваемый им период работал в следующих должностях :

- с 22 июля 1991 года по 30 ноября 1994 года машинистом промывочного агрегата 6-го разряда Дюртюлинского управления технологического транспорта №2 объединения «Башнефть»;

- с 29 мая 1995 года по 28 июня 2000 года машинистом промывочного агрегата 6-го разряда в транспортном цехе Дюртюлинской экспедиции глубокого бурения.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ №11 от 17.01.2011 года в назначении Галимову Ф.М. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, по причине отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж работы Галимова Ф.М. не зачтены, в том числе периоды трудовой деятельности с 22.07.1991 года по 30.11.1994 года, и с 29.05.1995 года по 28.06.2000 года, связанный с работой в должности машиниста промывочного агрегата, в виду того, что заявитель работал в управлении буровых работ, работникам которого льготы в области пенсионного обеспечения предусмотрены Списком №2 подраздел «Бурение», где данная профессия не значится. Машинисты промывочных агрегатов предусмотрены в Списках №2 подраздел «Добыча нефти и газа». По имеющимся документам, заявитель приобретает право на пенсию при достижении возраста в 60 лет.

В соответствии, со ст.27 ч.1 п.2 Федерального Закона РФ №173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из указания Министерства социальной защиты населения РСФСР №1-28-У от 20.04.2010 года, следует, что пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста, назначаются гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда на один год за каждые два года такой работы женщинам. Правом на пенсию с уменьшением возраста пользуются мужчины достигшие 57 лет и имеющие стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 8 лет.

Согласно Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 года «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», правом на пенсию по возрасту (старости) на льготных основаниях имеют - машинисты промывочных агрегатов.

Действительно, согласно имеющимся приказам по предприятию и записям в трудовой книжке, Галимов Ф.М. в оспариваемый им период времени, работал в должности машиниста промывочного агрегата на предприятии, занимающимся бурением нефти. При этом, наименование данной должности, предусмотрено вышеуказанным «Списком должностей».

Вместе с тем, в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как установлено в ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела, Галимов Ф.М. в оспариваемый период времени, работая машинистом промывочного агрегата, фактически занимался работой с тяжелыми условиями труда. При этом, наименование данной должности, постоянная занятость, а также сам период работы, фактически не оспаривается и представителями Пенсионного фонда, в вынесенном ими решении об отказе в установлении пенсии.

Возражения ответчика - представителя территориального органа Пенсионного фонда РФ, о том, что на предприятиях бурения не предусмотрена должность машиниста, что препятствует назначению Галимову Ф.М. досрочной трудовой пенсии, судом признаются необоснованными по следующим основаниям :

Галимов Ф.М. фактически работал на одном и том же предприятии, которое в виду штатных мероприятий было неоднократно реорганизовано или преобразовано. При этом, из записи в трудовой книжки Галимова Ф.М. следует, что в период времени с 1991 по 1994 г.г., наименование предприятия значилось как «Дюртюлинское управление технологического транспорта №2 объединения «Башнефть»». Соответственно, отнесение Пенсионным фондом, данного предприятия к категории предприятий связанного только с бурением нефти, является немотивированным.

Характеристика работы «машинист промывочного агрегата» отражена в параграфе 12 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Выпуск 6, Разделы: «Бурение скважин»; «Добыча нефти и газа», утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС №13/2-36 от 16.01.1986 года (действовавших в период работы Галимова Ф.М.).

Согласно данному справочнику, трудовая деятельность машиниста промывочного агрегата, заключается в следующем: Обслуживание промывочных и кислотных агрегатов, смонтированных на тракторе или шасси автомобиля. Подготовка агрегата к работе на объекте. Обвязка (присоединение) агрегата с устьем скважины по технологической схеме. Монтаж и демонтаж, обвязка и опрессовка линий высоких и низких давлений. Обслуживание механизмов по промывке, опрессовке и дренированию забоя скважин. Закачка химических реагентов, кислот и щелочей, применяемых для обработки скважин. Участие в технологическом процессе по химической обработке призабойной зоны скважины и проведении тампонажных работ. Наблюдение за расходом бурового раствора, химических реагентов и работой механизмов агрегата. Управление автомобилем или трактором. Заправка автомобиля или трактора. Производство текущего ремонта механизмов агрегата, автомобиля или трактора.

При работе на промывочных и кислотных агрегатах с рабочим давлением до 10 МПа (100 кгс/кв. см) включительно - 4-й разряд;

при работе на промывочных и кислотных агрегатах с рабочим давлением свыше 10 до 15 МПа (100 - 150 кгс/кв. см) включительно - 5-й разряд;

при работе на промывочных и кислотных агрегатах с рабочим давлением свыше 15 МПа (150 кгс/кв. см) - 6-й разряд.

Таким образом, трудовая деятельность Галимова Ф.М. является идентичной по характеру и функциям рабочей профессии «машинист промывочного агрегата», указанной в подразделе «Добыча нефти и газа». По мнению суда, реализация истцом Галимовым Ф.М. права на получение досрочной трудовой пенсии не должна находиться в зависимости от организационно-правовой формы организации, в которой он работал. В данном случае, в рамках рассматриваемого дела, правовое значение имеет вопрос какие конкретные трудовые обязанности (функции) выполнялись Галимовым Ф.М. на основании трудового договора в оспариваемый период.

Так как, в судебном заседании истцом Галимовым Ф.М. представлены достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие его работу в должности машиниста промывочного агрегата в оспариваемые периоды, исковые требования в части включения в льготный стаж работы периодов с 22 июля 1991 года по 30 ноября 1994 года, и с 29 мая 1995 года по 28 июня 2000 года, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии №11 от 17 января 2011 года, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Истец Галимов Ф.М. достигший возраста 57 лет и имеющий специальный стаж работы более 8 лет, в связи с применением правил уменьшения предельного пенсионного возраста, имеет право досрочно выйти на пенсию.

В соответствии, со ст.19 ч.1, 2 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно, решения Пенсионного фонда, Галимов Ф.М. обратился с соответствующим заявлением 13 января 2011 года, таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ в назначении Галимову Ф.М. досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать право Галимова Ф.М. на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующий период трудовой деятельности :

- с 22 июля 1991 года по 30 ноября 1994 года машинист промывочного агрегата 6-го разряда Дюртюлинского управления технологического транспорта №2 объединения «Башнефть»;

- с 29 мая 1995 года по 28 июня 2000 года машинист промывочного агрегата 6-го разряда в транспортном цехе Дюртюлинской экспедиции глубокого бурения.

Назначить и выплачивать Галимову Ф.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 13 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение 10 дней со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы или представления, через суд принявший решение.

Судья Дюртюлинского

районного суда РБ А.Ф. Хабибуллин