2-522/2011 по исковому заявлению Зариповой Е.Х. к ГУ УПФ РФ в Дюртюлинском районе и г. Дюртюли об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



                                                                             <данные изъяты>                Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

05 мая 2011 года.                                                                      г.Дюртюли РБ.

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хабибуллина А.Ф., при секретаре Гареевой Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зариповой Е.Х. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии,

У с т а н о в и л :

Зарипова Е.Х. обратилась в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ указав, что решением территориального Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Зариповой Е.Х. не засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, в том числе периоды обучения в высшем учебном заведении, нахождения на курсах повышения квалификации. Считая данный отказ незаконным, Зарипова Е.Х. просит в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды времени, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истица Зарипова Е.Х., интересы которой также представлял Хамитов Л.Х., поддержала заявленные исковые требования. В обоснование своих доводов Зарипова Е.Х. пояснила, что в период времени с сентября 1981 по июнь 1986 г.г. проходила обучение на очном отделении Башкирского государственного университета. Кроме того, в период своей трудовой деятельности Зарипова Е.Х. неоднократно находилась на курсах повышения квалификации. По достижению стажа педагогической деятельности, а именно ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ, для назначения досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ей было отказано, в виду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогического стажа. Данный отказ Зарипова Е.Х. считает незаконным, поскольку в соответствии с разъяснениями Конституционного суда РФ, в данном случае подлежит применению ранее действовавшее пенсионное законодательство, согласно которому вышеуказанный период обучения подлежал включению в специальный стаж. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ, в специальный трудовой стаж включается период нахождения на курсах повышения квалификации. В связи с чем, Зарипова Е.Х. просит в судебном порядке признать отказ территориального органа в назначении пенсии незаконным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ Галеев А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что основанием для отказа в назначении Зариповой Е.Х. досрочной трудовой пенсии по старости явилось то, что включение в специальный стаж периода обучения, не предусмотрено действующим законодательством. В период обучения Зариповой Е.Х. в учебном заведении и нахождения на курсах повышения квалификации, она не работала, соответственно не выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Зариповой Е.Х., оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно представленной копии трудовой книжки, Зарипова Е.Х. в том числе работала в следующих должностях :

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем интерната Маядыковской средней школы Дюртюлинского РОНО;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение на дневном отделении филологического факультета БГУ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем русского языка и литературы Ярминской восьмилетней школы Дюртюлинского РОНО;

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учителем татарского языка и литературы Новокангышевской средней школы.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Зариповой Е.Х. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчетам Пенсионного фонда РФ, трудовой стаж Зариповой Е.Х. составляет 23 года 05 месяца 07 дней. В стаж педагогической деятельности не зачтены следующие периоды трудовой деятельности - обучение в высшем учебном заведении, нахождение на курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст.28 ч.1 п.10 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях независимо от возраста.

Согласно ст.55 Закона РФ №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в период обучения истицы Зариповой Е.Х. в учебном заведении, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно ст.55 ч.2 Конституции РФ, вРоссийской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Постановлением Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Как следует из записей в трудовой книжке, Зарипова Е.Х. до поступления на учебу, а также после окончания высшего учебного заведения, осуществляла педагогическую деятельность. Указанные периоды работы, предшествующие поступлению в учебное заведение и после его окончания, территориальным органом Пенсионного фонда РФ, включены в специальный стаж работы Зариповой Е.Х. Согласно диплома, Тухватуллиной (Зариповой) Е.Х. присвоена квалификация «Филолог, преподаватель татарского языка и литературы, русского языка и литературы».

При таких обстоятельствах суд считает возможным применить вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года и включить период обучения Зариповой Е.Х. в высшем учебном педагогическом заведении со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию.

Период нахождения Зариповой Е.Х. на курсах повышения квалификации (с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 по ДД.ММ.ГГГГ), подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по следующим основаниям:

В соответствии п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно уточняющей справки территориального отдела образования, Зарипова Е.Х. в вышеуказанный период времени, направлялась на курсы повышения квалификации.

При таких обстоятельствах, поскольку при обучении на курсах повышения квалификации, Зариповой Е.Х. начислялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; на период обучения сохранялось рабочее место; необходимость повышения квалификации связана с профессиональной деятельностью, то соответственно, данный период времени подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.     

Установление судом данных обстоятельств, является основанием для признания незаконным решения в части отказа в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ. С учетом времени обучения в высшем учебном заведении, нахождения на курсах повышения квалификации, специальный стаж Зариповой Е.Х. составляет более 25 лет.

В соответствии, со ст.19 ч.1, 2 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно решения , Зарипова Е.Х. обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ - ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р е ш и л :

Признать незаконным решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в назначении Зариповой Е.Х. досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать право Зариповой Е.Х. на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды трудовой деятельности:

- обучения в Башкирском государственном университете со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- нахождения на курсах повышения квалификации с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ, с 12 по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости Зариповой Е.Х. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение 10 дней со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы или представления, через суд принявший решение.

Судья Дюртюлинского

районного суда РБ         А.Ф. Хабибуллин