копия
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года город Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Низамовой А.Р., с участием истицы Галимовой Р.С., третьего лица Галимовой Л.З., при секретаре Шарифуллиной Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимовой Р.С. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о включении земельного участка в состав наследства,
установил:
Галимова Р.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан с иском о включении в состав наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1, который при жизни владел земельным участком. Она является единственным наследником, поскольку иные наследники на наследство не претендуют.
Оформить свои права она не смогла ввиду того, что муж при жизни не зарегистрировал свое право собственности на земельный участок.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Третье лицо Галимова Л.З. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
Третьи лица Галимов Х.З., Хайретдинова Г.З. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, при подготовке возражений не представили.
Суд, выслушав Галимову Р.С., третье лицо Галимову Л.З., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ст. 35 (ч.4) Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ст. 35 (ч.2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 18 февраля 2011 года, выданной главой сельского поселения Куккуяновский сельский совет муниципального района Дюртюлинский район РБ, ФИО1 на праве пользования принадлежал земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Запись о владении земельным участком содержится в период 1997-2001 годы.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по адресу <адрес>, земельный участок имеет кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровую стоимость <данные изъяты> рублей, правообладателем указан ФИО1
Согласно положениям ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
В связи с положениями норм материального права суд при рассмотрении и разрешении заявленного Галимовой Р.С. иска исходит из тех обстоятельств, что настоящим иском заявлены требования о включении в состав наследства земельного участка как собственности наследодателя, не успевшего при жизни оформить надлежащим образом своих прав.
Суд учитывает, что на момент возникновения спорных правоотношений, а именно на момент обращения истицы с иском в суд, был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, которым были внесены изменения в ряд законов и упрощены порядок и основания регистрации права собственности граждан на земельные участки.
Так, согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
При жизни ФИО1 владел и пользовался земельным участком как своим собственным, имел на земельном участке по адресу <адрес> жилой дом, иные строения, что подтверждается справкой администрации сельского поселения Куккуяновский сельский совет № от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность владения им домом и земельным участком никем не оспаривалась.
На запрос суда нотариус в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что к имуществу ФИО1 наследственное дело не заведено. Между тем, истица, как супруга умершего ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака, является заинтересованным лицом и вправе просить включения названного имущества в состав наследства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ничьих прав и законных интересов разрешение данного спора не нарушает, истица приходится наследодателю женой, а следовательно заинтересована в разрешении спора, то суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
включить земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Судья подпись А.Р. Низамова
Копия верна. Судья