2-500/2011 иск Еникеевой Ф.З. к отделению Пенсионного фонда



Дело № 2-500/2011 г. ПодлинникР Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

17 мая 2011 года. г.Дюртюли РБ.

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галяутдинова Р.Р., при секретаре Сулеймановой Р.Н., с участием истца Еникеевой Ф.З., её представителя Масалимова Р.З., представителя ответчика Галеева А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-500/2011 по исковому заявлению Еникеевой ФИО7 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии, -

УСТАНОВИЛ:

Еникеева Ф.З. обратилась в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ указав, что решением Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Еникеевой Ф.З. не засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, периоды времени обучения на курсах повышения квалификации, время работы врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз».

Считая данный отказ незаконным Еникеева Ф.З., просит в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды времени, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истица Еникеева Ф.З. и её представитель Масалимов Р.З. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили признать отказ территориального органа Пенсионного фонда РФ, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование своих доводов Еникеева Ф.З. пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз», где в её непосредственные обязанности входило проведение лечебно-профилактических мероприятий.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - находилась по направлению лечебного учреждения на курсах повышения квалификации.

По достижению стажа медицинской деятельности, а именно ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ, для назначения досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ей было отказано, в виду отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы по осуществлению лечебной деятельности. Данный отказ Еникеева Ф.З. считает незаконным, поскольку в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ, в специальный трудовой стаж включается период времени обучения на курсах повышения квалификации. В связи с чем, Еникеева Ф.З. просит в судебном порядке признать отказ территориального органа в назначении пенсии незаконным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика – юрисконсульт Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ Галеев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что основанием для отказа в назначении Еникеевой Ф.З. досрочной трудовой пенсии по старости явилось то, что включение в специальный стаж вышеуказанных периодов времени, не предусмотрено действующим законодательством. В период нахождения Еникеева Ф.З. на курсах повышения квалификации, она не работала, соответственно не выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Из документов свидетельствующих о работе истца в качестве врача-стоматолога в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз» не видно структурное подразделение в котором она работала (медицинский кабинет и.т.п) в связи с чем решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии полагает обоснованным, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Еникеевой Ф.З., оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно представленной копии трудовой книжки и соответствующих справок, Еникеева Ф.З. работала в следующих должностях :

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № (л.д. 12-14, 21-23).

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнением к решению от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Еникеевой Ф.З. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа по осуществлению лечебной деятельности. По подсчетам Пенсионного фонда РФ, трудовой стаж Еникеевой Ф.З. составляет 29 лет 4 месяца 24 дня. В стаж по осуществлению лечебной деятельности не зачтены периоды трудовой деятельности:

- работа врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

– нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.11, 55).

Согласно разъяснений содержащихся в п.п. 9, 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Согласно Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" право на досрочное назначение пенсии имеют:

-Врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности.

- Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии со ст.27 ч.1 п.7210 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Таким образом, по смыслу закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается если врач или средний медицинский персонал (медицинские сёстры) занимались лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности и риском для здоровья, связанным с непосредственным контактом с больными.

Анализ наименования должности в которой работала истец - врач-стоматолог в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз» свидетельствует, что данное должностное лицо занимается непосредственно лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, что ответчиком и не оспаривается. Тот факт, что в трудовой книжке ответчика и соответствующих справках не указано структурное подразделение (мед. кабинет и.т.п.) при отсутствии спора о характер работы истца по мнению суда не может служить основанием для её дискриминации при решении вопроса об исчислении специального стажа работы для назначения пенсии.

При таких обстоятельствах работа -работа Еникеевой Ф.З. врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку при обучении на курсах повышения квалификации, Еникеевой Ф.З. начислялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; на период обучения за ней сохранялось рабочее место, она была занята полный рабочиё день ( л.д.29-30); необходимость повышения квалификации связана с профессиональной деятельностью, то соответственно, данный период времени подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения в части отказа в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнением к решению от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

В соответствии, со ст.19 ч.1, 2 Федерального Закона РФ № 498 от 16 сентября 2010 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно, решения № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнением к решению от ДД.ММ.ГГГГ Еникеева Ф.З. обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ – с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учётом времени затраченного на подготовку искового заявления, подготовку и рассмотрение данного дела в суде, степени вины ответчика в нарушении прав истца, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании 5000 руб. расходов на оплату услуг представителя понесенных истцом ( л.д. 32) частично в размере <данные изъяты> руб. которые по мнению суда являются справедливыми и обоснованными.

Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 200 руб. расходов по оплате государственной пошлины выплаченных им при подаче иска (л.д. 3).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р е ш и л :

Признать незаконным решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнением к решению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Еникеевой ФИО7.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Еникеевой ФИО7 для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды трудовой деятельности:

-время работы врачом-стоматологом в Суторминском управлении буровых работ № производственного объединения «Пурнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

- нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли назначить Еникеевой ФИО7 досрочную трудовую пенсию по старости со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли - с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли в пользу Еникеевой ФИО7 расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., всего взыскать <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления, через суд принявший решение.

Решение в окончательной форме принято 22 мая 2011 года.

Судья Дюртюлинского

районного суда РБ Р.Р. Галяутдинов