ГРешение вступило в законную силу 2-568/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2011 года г.Дюртюли Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Салимгареева И.Р., с участием помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора Ильясовой А.Р., представителя ответчика Набиева Т.С., третьего лица - Фазлыева С.Ф., при секретаре Шарафутдиновой Р.К. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Асяновский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства, у с т а н о в и л : Дюртюлинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Асяновский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства указывая, что Дюртюлинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ответчиком, в ходе проверки установлено, что в нарушение данного законодательства ответчиком допущен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления, так на восточной стороне в двух километрах от д. Асяново Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТБО площадью 150х150 м (координаты GPS навигатора: 55°26"11"; 54°42"35"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. В момент осмотра свалки ТБО обслуживающий персонал отсутствовал. Свалка обвалована, уплотнение сложенных отходов не осуществляется, в результате чего происходит захламление территории отходами полиэтилена за пределами обваловки. Также выявлены факты складирования отходов за пределами обваловки. Эксплуатация свалки ТБО олсуществляется с нарушением п.п.5.1 п.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 мая 2001 года, согласно которому складирование отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (Фототаблица №4). Кроме того, на западной стороне д. Нижнекаргино Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТБО площадью 100х100 м. (координаты GPS навигатора: 55°28"0"; 55°43"59"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. В момент осмотра свалки ТБО обслуживающий персонал отсутствовал. Свалка не имеет ограждения, уплотнение сложенных отходов не осуществляется (Фототаблица №5). Эксплуатация свалки ТБО допускается с нарушением п.п.3.6. п.3 и п.п.4.4 п.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 мая 2001 года, согласно которому устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменить осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. Просит суд признать бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащей эксплуатации свалок отходов производства и потребления, незаконным. Обязать ответчика в течение двух месяцев произвести очистку почвы от отходов производства и потребления в местах их несанкционированного скопления. В судебное заседание прокурор Ильясова А.Р. исковые требования поддержала полностью, просила суд признать бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащей эксплуатации свалок отходов производства и потребления, незаконным. Обязать ответчика в течение двух месяцев произвести очистку почвы от отходов производства и потребления в местах их несанкционированного скопления. Ответчик - глава администрации СП Асяновский сельсовет МР Дюртюлинский район Набиев Т.С. заявленные исковые требования признал, суду пояснил, что они частично устранили нарушения, очистили территорию свалок, но оградить они не могут, так как оно делается централизовано и на уровне правительства, после перечисления средств. Третье лицо - главный специалист эксперт Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ Фазлыев С.Ф. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям: Согласно ст.ст. 3, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.1, 2 ст.39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации. В соответствии с п.1 ст.8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06 октября 2003года №№131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ предписано, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как видно из акта проверки исполнения требований природоохранного законодательства 21 апреля 2011 г. на восточной стороне в двух километрах от д. Асяново Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТБО площадью 150х150 м (координаты GPS навигатора: 55°26"11"; 54°42"35"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. В момент осмотра свалки ТБО обслуживающий персонал отсутствовал. Свалка обвалована, уплотнение сложенных отходов не осуществляется, в результате чего происходит захламление территории отходами полиэтилена за пределами обваловки. Также выявлены факты складирования отходов за пределами обваловки. Эксплуатация свалки ТБО олсуществляется с нарушением п.п.5.1 п.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 мая 2001 года, согласно которому складирование отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (Фототаблица №4). Кроме того, на западной стороне д. Нижнекаргино Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТБО площадью 100х100 м. (координаты GPS навигатора: 55°28"0"; 55°43"59"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. В момент осмотра свалки ТБО обслуживающий персонал отсутствовал. Свалка не имеет ограждения, уплотнение сложенных отходов не осуществляется (Фототаблица №5). Эксплуатация свалки ТБО допускается с нарушением п.п.3.6. п.3 и п.п.4.4 п.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 мая 2001 года, согласно которому устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменить осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. Таким образом, суд находит требования прокурора о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Удовлетворить иск Дюртюлинского межрайонного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Асяновский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства: - признать бездействие администрации сельского поселения Асяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ, выразившееся в ненадлежащей эксплуатации свалок отходов производства и потребления, незаконным; - обязать администрации сельского поселения Асяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ до 1 августа 2011 г. произвести надлежащее ограждение и обваловку свалок ТБО, а также очистить почву от отходов производства и потребления в месте их несанкционированного скопления. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней. Судья: Салимгареев И.Р.