Гр.дело 2-570/Решение вступило в законную силу. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года г.Дюртюли Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Салимгареева И.Р., с участием помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора Ильясовой А.Р., представителя ответчика Шайниязовой Р.З., третьего лица - Миннулина И.М., при секретаре Шарафутдиновой Р.К. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Исмаиловский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства у с т а н о в и л : Дюртюлинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Исмаиловский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства указывая, что Дюртюлинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ответчиком, в ходе проверки установлено, что в нарушение данного законодательства ответчиком допущен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на почву в пределах водоохраной зоны, так с восточной стороны от дома №7 по ул. Советская дер. Нижнеалькашево Дюртюлинского района РБ на берегу р. Саръяз - притоке р. Куваш, выявлен факт несанкционированного размещения отходов 4 - 5 класса на почве площадью 10х40 м (координаты GPS навигатора: 55°31"19"; 54°39"33"), отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министарстве природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 09.01.2003 года № 4107: 4 класс опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 5 класс опасности: отходы полиэтилена в виде пленки; отходы от уборки территории, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, электрические лампы накаливания отработанные и брак; Класс опасности не определен Федеральным классификационным каталогом отходов: отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные; стеклянные отходы; и т.д. Кроме того, с восточной стороны между домами №5 и №7 по ул. Советской дер. Нижнеалькашево Дюртюлинского района РБ на расстоянии в 100 м. от них в водоохранной зоне р. Саръяз - притока р. Куваш, расположена свалка ТБО площадью 50х50 м. (координаты GPS навигатора: 55°31"18"; 54°39"36"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. Кроме того, свалка не имеет ограждения, уплотнение сложенных отходов не осуществляется (Фототаблица №2). На южной стороне в 1,0 км от д.Чишма расположена свалка ТБО площадью 120х150 м (координаты GPS навигатора: 55°32"2"; 54°33"21"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. Свалка обвалована, огорожена сеткой только с 3-х сторон, в результате чего происходит захламление территории отходами полиэтилена за пределами обваловки. Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика, выразившимся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на почву, незаконным. Просит суд признать бездействие ответчика, выразившееся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на почву, в том числе в пределах водоохраной зоны, незаконным. Обязать ответчика в течение двух месяцев произвести очистку почвы от отходов производства и потребления в местах их несанкционированного скопления. В судебное заседание прокурор Ильясова А.Р. исковые требования поддержала полностью, просила суд признать бездействие ответчика, выразившееся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на почву, в том числе в пределах водоохраной зоны, незаконным. Обязать ответчика в течение двух месяцев произвести очистку почвы от отходов производства и потребления в местах их несанкционированного скопления. Ответчик - глава администрации СП Исмаиловский сельсовет МР Дюртюлинский район Шайниязова Р.З. заявленные исковые требования признала, суду пояснила, что в д.Чишма с восточной стороны свалка не огорожена, а с другой стороны поле, которое засеяно многолеткой и они должны 2 раза скосить, потом только возможно будет начать работу по ограждению. В этом году по плану предстоят работы по благоустройству свалок в с.Исмаилово, а в д.Алькашево не работы не включены. Третье лицо - главный специалист эксперт Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ Миннулин И.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям: Согласно ст.ст. 3, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.1, 2 ст.39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации. В соответствии с п.1 ст.8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06 октября 2003года №№131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ предписано, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с п.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года №74-ФЗ в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В соответствии с п.1 указанного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Как видно из акта исполнения требований природоохранного законодательства от 21 апреля 2011 г. с восточной стороны от дома №7 по ул. Советская дер. Нижнеалькашево Дюртюлинского района РБ на берегу р. Саръяз - притоке р. Куваш, выявлен факт несанкционированного размещения отходов 4 - 5 класса на почве площадью 10х40 м (координаты GPS навигатора: 55°31"19"; 54°39"33"), отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министарстве природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 09.01.2003 года № 4107: 4 класс опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 5 класс опасности: отходы полиэтилена в виде пленки; отходы от уборки территории, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, электрические лампы накаливания отработанные и брак; Класс опасности не определен Федеральным классификационным каталогом отходов: отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные; стеклянные отходы; и т.д. Кроме того, с восточной стороны между домами №5 и №7 по ул. Советской дер. Нижнеалькашево Дюртюлинского района РБ на расстоянии в 100 м. от них в водоохранной зоне р. Саръяз - притока р. Куваш, расположена свалка ТБО площадью 50х50 м. (координаты GPS навигатора: 55°31"18"; 54°39"36"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. Кроме того, свалка не имеет ограждения, уплотнение сложенных отходов не осуществляется (Фототаблица №2). На южной стороне в 1,0 км от д.Чишма расположена свалка ТБО площадью 120х150 м (координаты GPS навигатора: 55°32"2"; 54°33"21"). На свалке ТБО складируются отходы 4 - 5 класса опасности, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 и зарегистрированным в Минюсте РФ 09 января 2003 года № 4107: 4 класс опасности: «мусор от бытовых помещений предприятий, организаций (исключая крупногабаритных), отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «мусор строительный от разборки зданий»; 5 класс опасности: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» и др. Свалка обвалована, огорожена сеткой только с 3-х сторон, в результате чего происходит захламление территории отходами полиэтилена за пределами обваловки.(л.д.7-12). Таким образом, суд находит требования прокурора о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Удовлетворить иск Дюртюлинского межрайонного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации СП Исмаиловский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ о признании действия незаконным и обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства: - признать бездействие администрации сельского поселения Исмаиловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ, выразившееся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на почву, в том числе в пределах водоохраной зоны незаконным; - обязать администрации сельского поселения Исмаиловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ до 1 августа 2011 г. произвести очистку почвы от отходов производства и потребления в местах их несанкционированного скопления. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней. Судья: Салимгареев И.Р.