2-892/2011 по иску Тазетдинова Р.Т. к ГУ – Управление Пенсионного фонда России по Дюртюлинскому району и городу Дюртюли Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



дело № 2-892/2011

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года город Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Низамовой А.Р.,

с участием истца Тазетдинова Р.Т., представителя истца Хамитова Л.Х.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан – Галеева А.А.,

при секретаре Шарифуллиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тазетдинова Р.Т. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России по Дюртюлинскому району и городу Дюртюли Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода службы и нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж,

у с т а н о в и л:

Тазетдинов Р.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ, в котором с учетом всех дополнений просил отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения на курсах повышения квалификации и периода службы в Вооруженных силах СССР с применением к периоду службы льготного порядка исчисления – один день службы за два дня работы.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик на его заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответил отказом, о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ . С отказом в назначении пенсии не согласен, считает, что ему необоснованно не зачли в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 26 октября по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что время службы в Вооруженных силах подлежит включению после льготного исчисления, когда один день службы засчитывается как два дня работы по специальности.

В судебном заседании истец Тазетдинов Р.Т., его представитель Хамитов Л.Х., исковые требования поддержали, истец пояснил, что за ним сохранялась должность и заработная плата при прохождении курсов повышения квалификации. Согласно закону «О статусе военнослужащих» служба по призыву засчитывается из расчета один день службы за два дня работы по специальности.

Представитель ответчика – Галеев А.А. иск не признал, возражал против включения времени нахождения на курсах как не относящегося к исполнению непосредственно педагогической деятельности. Пояснил, что служба в Вооруженных силах зачету в стаж не подлежит, тем более в льготном исчислении.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-п, в отношении граждан, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Исходя из содержащегося в ч.2 ст.55 Конституции РФ, запрета издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости (ст.39 Конституции РФ), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.

Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, то ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст.19 ч.2 Конституции РФ.

В оспариваемый период времени, когда истец проходил службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с п.п. «г» п. 1 указанного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, зачитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Таким образом, время службы включалось в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности).

Вместе с тем суд не может согласиться с требованиями Тазетдинова Р.Т. о льготном исчислении периода службы.

Ни Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включая в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ)- один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Данная правовая норма не содержит прямого указания на ее распространение в области социального обеспечения, в том числе при назначении пенсии в сфере пенсионных правоотношений. Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление пенсии производится в случаях, прямо указанных в законе.

В действующем Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и от 29 октября 2002 года № 781 не содержится правовых норм о льготном исчислении для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов военной службы по призыву или по контракту. Действующим в период прохождения истца службы по призыву законодательством - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 так же не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву.

Относительно нахождения истца на курсах повышения квалификации следует указать следующее. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку с указанной заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, период нахождения работника на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд считает, что периоды нахождения Тазетдинова Р.Т. на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Поскольку ответчиком исчислен стаж истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в 21 год 10 месяцев 10 дней, а с учетом включенных настоящим решением периодов (1 год 10 месяцев 1 день службы, 6 дней курсов повышения квалификации) стаж истца составит 23 года 08 месяцев 27 дней, то есть менее 25 лет.

С учетом изложенного требование о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Тазетдинова Р.Т. удовлетворить частично.

Отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Тазетдинову Р.Т. в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов нахождения Тазетдинова Р.Т. на курсах повышения квалификации и службы в рядах Вооруженных сил.

Включить Тазетдинову Р.Т. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований о льготном исчислении периода службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для включения в стаж работы по осуществлению педагогической деятельности из расчета один день службы за два дня работы, а также в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ Тазетдинову Р.Т. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: подпись А.Р. Низамова

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2011 года.